Качество этого вида топлива определяется октановым числом – то есть устойчивостью бензина к детонации. Проводят такие исследования в лаборатории, на специальных установках двумя способами: моторным и исследовательским. АИ – это обозначение того, что свойства бензина определены подходящими для систем впрыска автомобилей (А), а тестирование октанового числа проводилось исследовательским способом (И).
Моторный и исследовательский метод – в чем разница
Применение моторного способа определения октанового числа позволяет выяснить характеристики бензина в условиях предельных нагрузок, а тестирование исследовательским методом описывает устойчивость горючего к детонации в стандартных условиях. Исследовательское тестирование имитирует повседневную езду, эти результаты соответствуют модели вождения в обычных условиях, с типичными нагрузками. Например, в условиях городской езды с умеренной эксплуатацией двигателя – 600 об/мин для вращения вала, до температуры прогрева воздуха в карбюраторе +520 С.
Детонация – это самовоспламенение бензина, возникающее из-за его некорректного сгорания, а приводит к такому аномальному проявлению недостаточное качество горючего, неподходящее октановое число. Чтобы избежать поломок двигателя, производители автомобилей рекомендуют заправлять автомобиль бензином АИ с соответствующим октановым числом. Размещается эта информация на дверке бензобака и в описании технических характеристик транспортного средства. Например, если указано, что минимальное октановое число 98, это означает, что нужно заливать бензин марок АИ-98 и выше.
Почему нужно заливать АИ с достаточным октановым числом
На горючем АИ-95 мотор работать тоже будет, однако из-за октанового числа ниже, чем предусматривает конструкция двигателя, сгорание воздушно-топливной смеси не будет равномерным. Это и приведёт к возникновению детонации, стукам, перерасходу топлива и поломкам в цилиндро-поршневой группе моторов, не оснащенных датчиком детонации. Если таковой установлен, машина заметно теряет в динамике. Чем выше октановое число в наименовании марки бензина, тем стабильнее ведёт себя воздушно-топливная смесь в работе.
Проблему низкого качества бензина решить бывает сложнее, особенно на трассе, в длительных поездках. Рекомендация – заправляться на проверенных АЗС, так можно быть уверенными в покупке качественного топлива. Паспортное значение АИ и данные фактического замера октанового числа даже с помощью бытового октанометра будут совпадать.
Где указано октановое число бензина
#MAP#В паспорте горючего всегда указываются оба параметра, при этом значение АИ выше, чем коэффициент моторного исследования. Порядок определения октановых чисел указан в ГОСТах 511-2015 для моторного и 8226-2015 для исследовательского метода.
Любые документы на бензин вы всегда можете запросить у оператора АЗС. Значения, указанные в сертификатах и паспорте качества топлива, тоже можно использовать для определения предварительного качества бензина. Разница между двумя показателями тестирования октанового числа – это чувствительность топлива по отношению к условиям работы ДВС. Для этого из коэффициента октанового числа, определенного по исследовательскому методу, вычитается показатель по моторному. Допускается не более 5-10 единиц разницы между данными, любой результат, больше допустимой разницы указывает на недостаточное качество бензина.