Содержание
Что такое демпферный механизм регулирования цен
Что и как регулирует демпферный механизм
Демпфер — это система, которая позволяет регулировать стоимость топлива внутри страны вне зависимости от спроса на горючее на внешнем рынке. Благодаря демпферному механизму цены на заправках не падают, но и не растут «семимильными» шагами.
Что и как регулирует демпферный механизм
Демпферная система впервые заработала в России в 2019 году. Ее основная функция — контроль цен топливной продукции исключительно на внутреннем рынке. Это регулирование со стороны государства позволяет компенсировать убытки нефтяным заводам, если они продают топливо по ценам ниже экспортных. То есть, НПЗ при реализации горючего внутри страны не теряют прибыль, которую могли бы получить, продавая горючее на внешнем рынке.
Однако система работает и в обратную сторону. Если экспортные цены ниже условной стоимости бензина на внутреннем рынке, то НПЗ компенсируют соответствующую разницу в бюджет страны. Благодаря этому потребители не испытывают дефицита в ГСМ, не видят резких скачков цен на АЗС.
С введением санкций государство установило дополнительные меры в расчетах. Теперь демпферная компенсация зависит от дисконта на российскую нефть марки Urals к марке Brent. Это дает возможность получать прибыль розничным АЗС, не увеличивая стоимость горючего для потребителей.
С сентября 2023 года расчет демпфера производился с учетом коэффициента 0,5. А с 1 октября 2023 года выплаты нефтяным компаниям вернули в полном объеме, приняв коэффициент равным 1. В результате НПЗ не будут терять прибыль от реализации горючего внутри страны.
Стоит сказать, что эта система регулирования также предусматривает ежегодную индексацию условной цены на топливо в размере не более 5%.
Плюсы регулирования
Несмотря на споры о целесообразности применения этой системы регулирования в условиях приостановки экспорта горючего в страны Евросоюза, у нее есть несколько преимуществ.
-
Исключение резкого увеличения розничной стоимости ГСМ до «шоковых» значений. Это помогает сохранять стабильность цен внутри страны не только для автолюбителей, но и для бизнеса, несмотря на рост или падение экспортных котировок.
-
Исключение дефицита горючего на внутреннем рынке. Это важно, так как все сферы промышленности прямо или косвенно связаны с логистическими поставками. А демпферная система мотивирует нефтепереработчиков реализовывать горючее внутри страны.
-
С момента внедрения цены на ГСМ не превысили уровень инфляции.
Механизм уже многократно оправдал себя.
Минусы регулирования
Как и любое решение, у демпфирования есть и недостатки.
Главный — невозможность экономии средств на ГСМ при снижении цен на нефть. Когда экспортная стоимость бензина ниже внутреннего рынка, разницу в виде прибыли от нефтяных заводов получает только государство. Для населения и бизнеса, цены на ГСМ останутся прежними. Однако подобная ситуация сложилась единожды в 2020 году. Катализатором стала временная остановка экономики многих стран мира в связи с COVID-19.
В случае отмены демпфирования, снижения цен не будет. Нефтяные заводы, как и любой бизнес, работают ради прибыли. Поэтому при отмене системы регулирования они не будут спешить снижать розничную стоимость горючего. Полученную разницу, которую при демпфере платили бы государству, они оставят себе.
Итоги
С учетом особенностей законодательства по демпферному регулированию цен, НПЗ не могут повышать цены на горючее более чем на 5% ежегодно. В этом случае нефтяная промышленность находится в проигрышной позиции. А вот население и бизнес благодаря демпферу выигрывают.
Без такого регулирования стоимость горючего может вырасти в разы за короткий промежуток времени. А демпферная система как раз и нивелирует подобные возможные скачки, делает их плавными и безболезненными для населения и бизнеса.