Содержание
Особенности электромобиля и его основные узлы
Плюсы и минусы электромобилей
Что выгоднее: электромобиль или авто с ДВС
Цена
Стоимость жидкого топлива и электричества
Стоимость обслуживания
Ремонт
Государственные льготы
Выгоден ли электромобиль в России
С чем связано повышение спроса на машины с электротягой? Они не нуждаются в бензине или дизеле: можно сократить статью расходов на топливо и не вредить окружающей среде выбросом выхлопных газов. Но это не значит, что электромобиль лишен недостатков.
Что выгоднее купить и содержать: электрокар или машину с ДВС? В статье — все плюсы и минусы ТС на электротяге.
Особенности электромобиля и его основные узлы
У электрокаров разных поколений схожая конструкция, а набор основных агрегатов практически неразличим. Ключевые узлы:
-
Электромотор. Производители используют две модификации: бесщеточные двигатели с постоянными магнитами или индукционными катушками. Первые устанавливают в мощных электрокарах, например, Jaguar I‑Pace. Асинхронные моторы с индукционными катушками дешевле, проще в управлении, но их КПД ниже. Такую модификацию моторов можно встретить на авто бренда Tesla.
-
Трансмиссия. В отличие от бензиновых транспортных средств, электрокарам не нужна многоскоростная коробка передач. Ее заменяет планетарный редуктор, который стыкуют с электромотором.
-
Батарея. Представлена набором ячеек. Ими управляет система микроконтроллеров. У батарей разные размеры, емкость, напряжение и форма. Это самый дорогой узел электромобилей.
-
Инвертор. Многофункциональное устройство. Блок преобразует постоянный ток в переменный, регулирует потоки энергии от батареи к электромотору и в обратном направлении.
В конструкции электрокаров есть аккумулятор 12 В для питания бортовой электроники, оптики и других компонентов, тормозной узел, зарядный блок. Предусмотрена система охлаждения.
Электромобили работают по законам электромагнитной индукции: преобразуют электрическую энергию в механическую. В отличие от ТС с ДВС, мотор функционирует не на жидком топливе, а на генерируемой электроэнергии.
Плюсы и минусы электромобилей
В мире нет ничего совершенного, и электрокары не исключение. Они сочетают ряд преимуществ, но и недостатков у них немало.
К плюсам относят:
-
Не нужно тратить деньги на жидкое топливо. Это значительная экономия бюджета, поскольку 1 кВт электричества будет стоить меньше по сравнению с литром жидких углеводородов.
-
Можно разгоняться за 5 секунд до 100 км/ч. А все потому, что у электромотора прямой график крутящего момента: он выдает сразу всю мощность при нажатии педали газа. Автомобиль с ДВС разгоняется хуже, поскольку набирает обороты постепенно. Благодаря превосходной динамике на электрокаре можно быстро перестроиться, что придает езде уверенность и снижает риск аварийных ситуаций.
-
Можно выбрать предпочтительный способ подзарядки. Электромобиль заряжают через специальные станции или бытовую электросеть с помощью портативного адаптера. В первом случае заряд будет набран быстрее, во втором — медленнее, но обойдется выгоднее.
-
Быстрее, проще и дешевле обслуживать компоненты и узлы. У автомобиля с электротягой практически нет нагревающихся и трущихся деталей, шестеренок, что облегчает техническое обслуживание и делает его не таким дорогим, если сравнивать с ДВС.
-
Можно ездить с комфортом. Под капотом электрокара нет вибрирующих и звенящих агрегатов, поэтому в салоне будет тишина.
-
Можно запускать электродвигатель в морозы без предварительного прогрева. Температура воздуха не влияет на запуск мотора, исключение — устаревшие электромобили с аккумуляторными батареями, которые боятся холодов.
К недостаткам электрокаров относят высокую стоимость, небольшой запас хода на одном заряде (у большинства моделей до 100 км). Запас хода ограничен радиусом зарядных станций. Ситуацию усугубляет нераспространенная в РФ сеть зарядок. С АЗС таких проблем нет.
Еще один минус — продолжительная зарядка. В среднем, на подзарядку на специализированных станциях потребуется от 30 минут до часа. При использовании бытовой розетки время может достигнуть 10 часов.
Что выгоднее: электромобиль или авто с ДВС
Чтобы понять, стоит ли покупать автомобиль с электротягой, нужно сравнить его с бензиновым аналогом по цене, затратам на обслуживание, бензин, амортизацию, страхование, электричество. Путем детального анализа можно узнать, что на самом деле дешевле.
Цена
Электрокар дороже. Значительно. Разница в цене между электромобилем и авто с ДВС с сопоставимыми техническими характеристиками составит 1,5–2 раза, а то и больше. Например, отечественный электрокар «Москвич» обойдется в 3 025 000 ₽ в базовой комплектации, а LADA Vesta нового поколения 2024 года — от 1 239 900 ₽. Электрокары стоят дорого — это одна из причин, по которой многие отказываются от их приобретения.
Стоимость жидкого топлива и электричества
Углеводороды дороже электроэнергии. В среднем легковые автомобили расходуют 10 литров жидкого топлива на 100 км при езде в смешанном режиме. Если речь идет о кроссоверах и внедорожниках, то расход увеличивается до 14–20 литров. Средняя потребительская цена жидкого топлива по России на 2024 год — 55 рублей. Получается, что каждые 100 км обойдутся в пределах от 550 до 1100 рублей (в зависимости от модели ТС).
Расход электромобиля — приблизительно 20 кВт·ч на 100 км. Стоимость подзарядки будет зависеть от того, где заряжать электрокар. В среднем цены на ЭЗС колеблются от 6 до 17 руб/кВт·ч. Получается, что 100 км обойдутся в 120–340 рублей. На основании подсчетов понятно, что даже подзарядка на самых дорогих ЭЗС выйдет дешевле топлива для ДВС. Если же подзаряжать батарею дома, то разница становится еще ощутимее.
Стоимость обслуживания
Что обслуживать выгоднее: электромобиль или ТС с двигателем внутреннего сгорания? Машинам с ДВС нужно 1–2 раза в год менять масло в двигателе. Если ТС эксплуатировать интенсивно, техническую жидкость придется периодически подливать до оптимального уровня. Обновлять нужно трансмиссионное масло, антифриз, регулярно менять фильтры.
У автомобилей с электротягой нужно менять масло в редукторе с периодичностью 1 раз в год. Благодаря рекуперативному торможению износ тормозных дисков и колодок медленный: в основном их меняют каждые 60 000 км, в то время как автомобилям с ДВС на такой пробег потребуется 2–4 комплекта колодок. Техническое обслуживание электрокара — это замена салонного фильтра, долив антифриза. Обслуживание транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания выйдет дороже.
Ремонт
Машины с ДВС ремонтировать не так дорого, как электрокар. На это есть ряд причин:
-
электромобили требуют специализированных запчастей, на которые нет более доступных китайских аналогов;
-
для многих работ нужно специальное оборудование и навыки мастеров, что может повысить стоимость услуг СТО;
-
большая часть электрокаров — люксовые, поэтому и ремонт их обычно выходит дороже.
Не все мастерские берутся за ремонт электромобилей — это еще один минус.
Государственные льготы
Владельцы электрокаров могут бесплатно ездить по платным федеральным трассам до конца 2024 года. Вероятно, что эту льготу продлят. Чтобы воспользоваться услугой, нужно купить бесконтактный транспондер. Цена его — в пределах 4–5 тыс. руб.
В некоторых регионах пользоваться электромобилем выгоднее. Например, в Москве и Санкт-Петербурге отменена уплата транспортного налога. В Тюменской, Калининградской и Волгоградской областях также не придется платить налог, но только если мощность двигателя не превысит 150 л. с.
На покупку электрокаров, которые собрали в России, государство предоставит субсидию до 925 000 рублей — это треть стоимости «Москвича 3».
У владельцев электрокаров есть льготы на страхование ОСАГО, во многих городах им предоставляют бесплатную парковку, а в сети заправок «Энергия Москвы» можно подзарядить батарею бесплатно.
Выгоден ли электромобиль в России
Если стоит выбор между электромобилем или бензиновым автомобилем, нужно взвесить все за и против. Электрокар более экономичный: недорого обойдется зарядка, техобслуживание. В пользу выбора — разные государственные льготы. Однако стоят электромобили недешево, а срок их окупаемости долгий: он может составить 10, а то и 20 лет.
Однако в России неразветвленная сеть зарядок, и если в больших городах можно найти ЭЗС, то в небольших, а тем более на трассах, — нет. Из-за этого в дороге могут возникнуть проблемы.
Болезненный вопрос для владельцев электрокаров — замена батареи. Со временем она теряет емкость. В среднем она деградирует за год на 3–4%. Срок службы зависит от особенностей эксплуатации. В большинстве случаев он составляет 10–15 лет. Цены на батареи с каждым годом падают, но стоимость замены ДВС все же гораздо ниже. Цена новых батарей может достигать половины стоимости нового электромобиля.
Потребности у всех разные, для одних минусы электрокара будут малозначимыми, а для других — существенными, поэтому пересесть на экологичный транспорт или нет, каждый решает сам.