Как формируется стоимость на бензин

Как формируется стоимость на бензин

Объясняется механизм формирования цен на бензин в России, включая влияние мирового рынка, налоги, акцизы, демпферный механизм и себестоимость добычи нефти. Рассматривается роль государства в регулировании цен и основные факторы, влияющие на стоимость топлива для конечного потребителя.

Содержание

Как формируется стоимость на бензин

Несмотря на то, что в России активно развита добыча нефти, цена бензина стабильно растет. Причем растет она обычно и тогда, когда цены на нефть падают, и тогда, когда они поднимаются. Почему так происходит?

Ценообразование бензина в РФ. Факторы, которые влияют на него

Цена топлива для обычных граждан в России зависит от ряда факторов: 

  • стоимость на мировом рынке;

  • себестоимость добычи и переработки нефти;

  • доля налогов и акцизов;

  • цена транспортировки бензина;

  • курс валют;

  • инфляция;

  • конкуренция.

Далее рассмотрим подробнее основные ценообразующие факторы.

 Государство

Цены на бензин в России определяется демпферным механизмом, который правительство ввело в 2018 году. Суть его очень простая: государство активно управляет ценой на бензин. Это означает, что при продаже на внешнем рынке поставщики из России ориентируются на цифры, которые формируются на бирже. А для продажи на внутреннем рынке используют цену, которая определяется правительством. При этом если назначенная правительством стоимость ниже рыночной, то нефтяники получают от правительства компенсацию выпадающих доходов. А если, наоборот, выше, то тогда производители топлива возникающие излишки выручки через налоги передают в бюджет.

Параметры демпфера (какую цену сырья считать высокой) определяет правительство, при необходимости меняет их и закрепляет специальными постановлениями. Туда входит много параметров, например, цена транспортировки бензина. 

Такой механизм контроля сделал стоимость топлива относительно стабильной и управляемой. За время действия демпфера цены на бензин плавно росли сопоставимыми с инфляцией темпами. А еще компенсации позволяют избежать дефицита бензина на внутреннем рынке, потому что с дополнительным выплатами, покрывающими разницу на внешнем и внутреннем рынках, нефтяникам не так важно, где продавать топливо.

Налоги

Второй важный фактор, влияющий на ценообразование, — это налоги и акцизы. Львиная доля стоимости бензина приходится именно на них. Около 30% составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД). Еще 18% — это налог на добавленную стоимость (НДС). К сборам в пользу государства относится и акциз. Его ставка 21%. Итого в среднем получается величина от 60 до 70 процентов. Это сопоставимо с долей (46–58%), которую государство забирает в странах Европы. А вот в США на налоги идет всего 15%. 

Интересно, что с точки зрения соотношения цены на бензин к среднему заработку россиян, топливо для граждан России можно считать дорогим. И можно было бы снизить суммы как раз за счет налогов и акцизов, но правительство это сделать не готово. 

Дело в том, что как минимум три четверти акцизов от продажи топлива направляются в дорожные фонды регионов. Собранные в этих фондах деньги позже используют для поддержания и развития дорожной инфраструктуры России. В то же время НДПИ — один из основных налогов, наполняющих федеральный бюджет, а общая доля нефтегазовых доходов в нем достигает 50%. 

Теперь становится ясно, почему отказ от этих налогов вызовет настолько большие последствия, что может скорее навредить государству и его гражданам, чем помочь. Поэтому сейчас стоимость бензина определяется сборами в пользу государства, независимо от того, какая цена транспортировки бензина, какие еще есть расходы.

Производство

Третий по значимости фактор — это затраты на производство. Общая доля группы составляет 18%, из которых примерно 12% — это стоимость сырья. Теперь становится ясно, почему колебание котировок нефти практически не приводит к изменению цен на бензин.

Proizvodstvo

Давайте посчитаем. Если стоимость сырья вырастет вдвое, то уровень цен на конечный продукт увеличится всего где-то на 12%. А если нефть упадет вдвое, то в лучшем случае цена на топливо снизится на 6%. Почти незаметно. 

Но есть и еще один важный фактор. До недавнего времени курс рубля очень хорошо коррелировал с курсом нефти. Падает нефть — слабеет и рубль. Растет стоимость нефти — рубль тоже укрепляется. А это значит, что доля сырья составляет примерно постоянную величину и на стоимость бензина существенно не влияет. Интересно, что при этом топливо в долларах хорошо коррелирует с изменением стоимости сырья. Оставшиеся 6% в структуре — накладные расходы на переработку и логистику. Россия отличается большой протяженностью, цена транспортировки бензина и сырья внутри нее бывает затратной, поэтому география — это тоже важный элемент ценообразования.

Продажи

И последняя — четвертая — группа факторов — это затраты на продажи. На нее в РФ приходится примерно 13%, из которых 5% — это наценка. Для сравнения: в рознице торговая надбавка на социально значимые продукты составляет около 13%. Оставшиеся 8% — это накладные расходы на розницу, куда включены труд продавцов, поддержание структуры продаж, логистика и обработка грузов. На стоимость бензина они влияют незначительно.

Группа

Составляющая

Доля в общей сумме

Сумма, руб.

Налоги и акцизы

НДПИ и НДД

30%

16,08

Акцизы

21%

11,26

НДС

18%

9,65

Производство и цена транспортировки бензина

Сырье

12%

6,43

Накладные расходы

6%

3,22

Сбыт

Накладные расходы

8%

4,29

Наценка

5%

2,68

Итого

 

100%

53,60

 

Топливные карты от ППР помогут экономить на каждом литре ГСМ, а еще вы сможете вернуть до 20% НДС и сможете контролировать расход через личный кабинет.

Lk

 

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных

Передовые Платежные РешенияЛоготип Передовые Платежные Решения