Содержание
- Как формируется стоимость на бензин
- Ценообразование бензина в РФ. Факторы, которые влияют на него
- Государство
- Налоги
- Производство
- Продажи
Как формируется стоимость на бензин
Несмотря на то, что в России активно развита добыча нефти, цена бензина стабильно растет. Причем растет она обычно и тогда, когда цены на нефть падают, и тогда, когда они поднимаются. Почему так происходит?
Ценообразование бензина в РФ. Факторы, которые влияют на него
Цена топлива для обычных граждан в России зависит от ряда факторов:
-
стоимость на мировом рынке;
-
себестоимость добычи и переработки нефти;
-
доля налогов и акцизов;
-
цена транспортировки бензина;
-
курс валют;
-
инфляция;
-
конкуренция.
Далее рассмотрим подробнее основные ценообразующие факторы.
Государство
Цены на бензин в России определяется демпферным механизмом, который правительство ввело в 2018 году. Суть его очень простая: государство активно управляет ценой на бензин. Это означает, что при продаже на внешнем рынке поставщики из России ориентируются на цифры, которые формируются на бирже. А для продажи на внутреннем рынке используют цену, которая определяется правительством. При этом если назначенная правительством стоимость ниже рыночной, то нефтяники получают от правительства компенсацию выпадающих доходов. А если, наоборот, выше, то тогда производители топлива возникающие излишки выручки через налоги передают в бюджет.
Параметры демпфера (какую цену сырья считать высокой) определяет правительство, при необходимости меняет их и закрепляет специальными постановлениями. Туда входит много параметров, например, цена транспортировки бензина.
Такой механизм контроля сделал стоимость топлива относительно стабильной и управляемой. За время действия демпфера цены на бензин плавно росли сопоставимыми с инфляцией темпами. А еще компенсации позволяют избежать дефицита бензина на внутреннем рынке, потому что с дополнительным выплатами, покрывающими разницу на внешнем и внутреннем рынках, нефтяникам не так важно, где продавать топливо.
Налоги
Второй важный фактор, влияющий на ценообразование, — это налоги и акцизы. Львиная доля стоимости бензина приходится именно на них. Около 30% составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД). Еще 18% — это налог на добавленную стоимость (НДС). К сборам в пользу государства относится и акциз. Его ставка 21%. Итого в среднем получается величина от 60 до 70 процентов. Это сопоставимо с долей (46–58%), которую государство забирает в странах Европы. А вот в США на налоги идет всего 15%.
Интересно, что с точки зрения соотношения цены на бензин к среднему заработку россиян, топливо для граждан России можно считать дорогим. И можно было бы снизить суммы как раз за счет налогов и акцизов, но правительство это сделать не готово.
Дело в том, что как минимум три четверти акцизов от продажи топлива направляются в дорожные фонды регионов. Собранные в этих фондах деньги позже используют для поддержания и развития дорожной инфраструктуры России. В то же время НДПИ — один из основных налогов, наполняющих федеральный бюджет, а общая доля нефтегазовых доходов в нем достигает 50%.
Теперь становится ясно, почему отказ от этих налогов вызовет настолько большие последствия, что может скорее навредить государству и его гражданам, чем помочь. Поэтому сейчас стоимость бензина определяется сборами в пользу государства, независимо от того, какая цена транспортировки бензина, какие еще есть расходы.
Производство
Третий по значимости фактор — это затраты на производство. Общая доля группы составляет 18%, из которых примерно 12% — это стоимость сырья. Теперь становится ясно, почему колебание котировок нефти практически не приводит к изменению цен на бензин.
Давайте посчитаем. Если стоимость сырья вырастет вдвое, то уровень цен на конечный продукт увеличится всего где-то на 12%. А если нефть упадет вдвое, то в лучшем случае цена на топливо снизится на 6%. Почти незаметно.
Но есть и еще один важный фактор. До недавнего времени курс рубля очень хорошо коррелировал с курсом нефти. Падает нефть — слабеет и рубль. Растет стоимость нефти — рубль тоже укрепляется. А это значит, что доля сырья составляет примерно постоянную величину и на стоимость бензина существенно не влияет. Интересно, что при этом топливо в долларах хорошо коррелирует с изменением стоимости сырья. Оставшиеся 6% в структуре — накладные расходы на переработку и логистику. Россия отличается большой протяженностью, цена транспортировки бензина и сырья внутри нее бывает затратной, поэтому география — это тоже важный элемент ценообразования.
Продажи
И последняя — четвертая — группа факторов — это затраты на продажи. На нее в РФ приходится примерно 13%, из которых 5% — это наценка. Для сравнения: в рознице торговая надбавка на социально значимые продукты составляет около 13%. Оставшиеся 8% — это накладные расходы на розницу, куда включены труд продавцов, поддержание структуры продаж, логистика и обработка грузов. На стоимость бензина они влияют незначительно.
Группа |
Составляющая |
Доля в общей сумме |
Сумма, руб. |
Налоги и акцизы |
НДПИ и НДД |
30% |
16,08 |
Акцизы |
21% |
11,26 |
|
НДС |
18% |
9,65 |
|
Производство и цена транспортировки бензина |
Сырье |
12% |
6,43 |
Накладные расходы |
6% |
3,22 |
|
Сбыт |
Накладные расходы |
8% |
4,29 |
Наценка |
5% |
2,68 |
|
Итого |
100% |
53,60 |
Топливные карты от ППР помогут экономить на каждом литре ГСМ, а еще вы сможете вернуть до 20% НДС и сможете контролировать расход через личный кабинет.