Содержание
Какой заливать бензин: 92-й или 95-й
Разница в качестве АИ-92 и АИ-95
Можно ли отходить от рекомендаций производителя
Каким бензином лучше заправляться
Что будет, если смешать разные марки бензинов
Споры о том, какой бензин заливать в автомобиль, 92-й или 95-й, то затихают, то возникают вновь. Хотя производитель четко указывает для каждой марки авто, какие бензины рекомендует для двигателя.
Думаете, что разницы нет, а автопроизводители в сговоре с владельцами АЗС, и они хотят на вас заработать? Скажем сразу, что нет.
Выбор бензинов зависит от технических показателей двигателя. Если залить бензин более низкой или высокой марки, то возможны негативные последствия.
Даже использование улучшенного горючего может спровоцировать поломку, из-за чего потребуется капитальный ремонт мотора.
Не очень заманчивая перспектива? Разберем, в чем разница между этими двумя марками топлива, какое из них заливать в бак авто.
Разница в качестве АИ-92 и АИ-95
Визуально отличить одну марку бензина от другой не получится. Оба типа горючего светло-желтого цвета, практически прозрачные. А вот если провести химический анализ бензинов, то плотность, степень сжатия, октановое число, температура воспламенения, горения и другие показатели будут отличаться. Именно они оказывают влияние на работу двигателя. И при изготовлении моторов на них обращают внимание производители.
Основное отличие бензинов заключается в следующем:
-
Октановое число. Оно показывает устойчивость к воспламенению топлива в системе внутреннего сгорания при воздействии на него давления. Чем выше показатель, тем меньше скорость горения: высокооктановое топливо горит дольше.
-
Динамика. Применение 95-го увеличивает мощность двигателя. В итоге сокращается скорость разгона примерно на 7%, а экономичность повышается приблизительно на 6%. Но такие показатели характерны для новых двигателей. Для силовых агрегатов, которые работают не один год, такое горючее вредно, ведь со временем на стенках топливной системы откладывается нагар. При заправке бензином с более высоким октановым числом, чем требует автопроизводитель, происходит удаление отложений. И они в итоге забивают топливную систему.
-
Присадки. В каждой марке бензина используют свой комплекс присадок, которые влияют на работу двигателя. Одни способствуют очищению от нагара, другие провоцируют образование соединений, которые могут вывести кислородный датчик из строя.
-
Детонация. Это скорость воспламенения бензинов. У каждого вида топлива она своя — не хуже и не лучше. Здесь все как при решении задачи: одному нужно 5 минут, а другому — 10. Каждый справится с решением, но за свое время, которое зависит от личных (для бензинов — технических) характеристик.
Особой разницы в качестве топлива на первый взгляд нет, но если разобраться с характеристиками, то это абсолютно разные бензины. И их нужно использовать строго по назначению.
Что же будет, если заливать в бак не тот тип бензинов? В краткосрочной перспективе ничего страшного не произойдет. За 1–2 раза мотор не придет в негодность. Но в долгосрочной перспективе такие эксперименты с бензинами могут спровоцировать поломку топливного насоса, нарушение работы форсунок, капитальный ремонт двигателя.
Рассмотрим основные негативные последствия, которые могут произойти при заправке автомобиля неподходящей маркой топлива:
-
Появление осадка. В заправочном бачке постепенно выпадает осадок. В результате происходит засор фильтров тонкой очистки, топливных форсунок и общее засорение топливного насоса. В результате этого насос выйдет из строя. А за его ремонт или замену придется выложить серьезную сумму.
-
Налет на свечах зажигания. При регулярном использовании некачественных бензинов на свечах зажигания можно обнаружить налет красного цвета. Он не дает искре образоваться, из-за чего происходит замыкание в двигателе. Соответственно, автомобиль начинает работать нестабильно, с рывками.
-
Датчики кислорода. Датчики кислорода в выхлопной трубе тоже постепенно начнут выходить из строя, так как они фиксируют неправильный состав топливной смеси и постоянно корректируют ее. Из-за этого сбивается их стабильная работа. В таком регулярном «аварийном» режиме они не смогут работать долго.
-
Катализатор. Низкооктановое топливо догорает не в двигателе, а в катализаторе, что приводит к образованию нагара. В итоге затрудняется выход отработанных газов, и мотор будто начинает «задыхаться». В результате производительность двигателя значительно снижается, и автомобилем становится сложно управлять. Особенно это критично в длительных и высокоскоростных поездках, так как силовой агрегат и топливная система работают на пределе своих возможностей.
Такие последствия могут быть с технической точки зрения.
А вот субъективные мнения водителей о бензинах:
-
Если регулярно заправляться АИ-92, то увеличивается потребление, снижается мощность и качество движения.
-
При использовании АИ-95 улучшаются динамические характеристики, авто двигается более плавно. А вот расход бензинов практически не меняется.
Такие результаты возможны. Но стоит помнить, что каждый вид топлива содержит различный набор присадок и горит разное время. В результате топливная смесь будет не соответствовать нужным показателям (количество кислорода и бензина будет разным по пропорциям), из-за чего возникнет риск детонации (мини-взрыва в моторе).
Если в простой атмосферный мотор залить АИ-95 и передвигаться в спокойном ритме, то смесь не будет сгорать полностью. Это грозит образованием нагара и повышенным расходом бензинов. Если в двигатель с турбинами залить АИ-92, то он будет слишком быстро сгорать, в итоге запускаются процессы внутреннего разрушения.
Можно ли отходить от рекомендаций производителя
Каждый двигатель автопроизводители разрабатывают под определенную марку бензина. Эту информацию можно найти в техническом паспорте на приобретенный автомобиль, на лючке бака. Тип бензинов подбирают не просто так, а с учетом характеристик двигателя, его технических показателей. Например, можно встретить такую информацию: «Рекомендовано применение до АИ-98». В таком случае можно заливать то топливо, которое предпочтительно для вас: и низкооктановые бензины, и высокооктановые.
У каждого топлива свой порог самовоспламенения, который влияет на конструктивные особенности мотора. Так, у атмосферных двигателей сила сжатия ниже, чем у турбинных, поэтому для них рекомендуют бензины с меньшим октановым числом. Если заливать топливо с большим показателем, то в системе произойдет взрыв, который окажет негативное воздействие на цилиндропоршневую группу (ускорит ее выход из строя). При регулярном нарушении рекомендаций производителя по потреблению бензинов двигатель постепенно начнет детонировать, и, как следствие, — разрушаться.
На маленьких скоростях шум от мини-взрыва можно услышать. Но при движении на трассе с большой скоростью это заметить сложно, так как гул детонации сливается с прочими звуками и заглушается.
Еще один минус использовать бензины несоответствующего типа — отказ в ремонте по гарантии, если специалисты выявят факт применения неподходящего топлива.
Первое, что проверяют мастера после жалоб на снижение тяги мотора и непонятные звуки, — каким бензином заправили авто. Если они выявят нарушения (заправку не той маркой бензина), гарантийное обслуживание автоматически прекратится.
В итоге автолюбителю придется заплатить немалую сумму за ремонт авто.
Интересный факт. В основе американской маркировки бензинов — антидетонационный индекс (anti-knock index). Отсюда и маркировка AKI 91, AKI 87. При этом AKI 87 — это наш АИ-92, а AKI 91 соответствует АИ-95.
Основные отличия
Для получения бензина нужна глубокая переработка нефти при определенных условиях. Если раньше получали бензин с октановым числом 82 и с помощью присадок повышали показатели, то современные технологии дают возможность изначально получить бензины до 87 единиц. Далее добавляют эфиры и спирты, благодаря которым достигают нужных показателей, в том числе детонационной устойчивости.
По сути, разница заключается в количестве присадок и углеводородов. Это определяет:
-
детонационную стойкость бензина;
-
скорость самовоспламенения;
-
влияние на двигатель за счет введения дополнительных элементов.
Именно присадки влияют на срок хранения бензинов: они быстро испаряются.
Чем отличается фактическая работа автомобиля при заправке разными марками топлива, если производитель разрешает использовать оба вида горючего?
Для АИ-92 свойственно:
-
снижение отдачи двигателя на максимальной скорости;
-
снижение характеристик работы двигателя;
-
незначительное снижение управляемости и отклика автомобиля на нажатие педалей;
-
увеличение потребления бензина.
Эта информация поможет сразу определиться, какой из бензинов выбрать.
Особенности АИ-92
Это топливо используют для заправки автомобилей с карбюраторами и инжекторами с высокой степенью сжатия ГСМ перед подачей в топливный насос. Однако в горючее предварительно добавляют различные спиртовые и эфирные присадки, которые снижают детонацию в системе.
В этой марке топлива содержится 0,013 г/дм3 свинца, около 0,05 г/дм3 серы, 18 мг/дм3 марганца и не более 0,05% от общего количества смол. Эти характеристики позволяют отнести АИ-92 к четвертому экологическому классу.
Двигатели работают на таком бензине при широком диапазоне температур: от –35°С до +60°С. Но наличие в составе свинца провоцирует образование нагара на основных узлах топливной системы. Он постепенно накапливается и приводит к тому, что эти детали выходят из строя.
В странах Европы уже более 10 лет не производят АИ-92. Но в России он до сих пор пользуется большим спросом.
Особенности АИ-95
Относится к высокооктановому бензину, в котором уменьшили содержание вредных для экологии металлов. В состав входит до 5 мг/100 см3 смол, около 0,05% сероводорода от общей массы, до 0,01 г/дм3 свинца. При этом бензин данной марки делится на две группы: ЭКТО и Евро. Их отличие — в составе присадок и требованиям к составу. Так, Евро за счет низкого содержания бензола снижает количество нагара, которое образуется в двигателе. ЭКТО, по заверениям производителей, обладает моющими свойствами, защищает от коррозии и снижает риск детонации. В итоге срок эксплуатации двигателя увеличивается.
Стоит отметить, что эта марка бензина наиболее востребованная в странах Европы, она проходит несколько видов стандартизации.
Степень сжатия
Это базовая характеристика бензинов, которую закладывают при проектировании двигателя. Она влияет на детонацию топлива. Чем выше показатель, тем больше мощность автомобиля.
У бензиновых двигателей степень сжатия варьируется в пределах от 8 до 12, а у дизельных — от 14 до 23.
Величина остается неизменной на протяжении всего срока службы двигателя и не зависит от износа. Но по показателю степени сжатия можно узнать, какой бензин рекомендуют для автомобиля. Так, если он до 10,5 единиц, то подойдет АИ-92, если от 10,5 до 12, то оптимально использовать АИ-95. Для показателей свыше производители рекомендуют АИ-98.
Детонация
Это сбой в нормальной работе двигателя, который возникает, когда нарушается скорость горения топливной смеси. Он проявляется стуком, металлическим треском.
При нормальной работе топливо равномерно распределяется и полностью сгорает. Но если залить горючее с несоответствующим октановым числом, возникают процессы детонации. Они губительны для мотора и приводят к разрушению цилиндропоршневой группы. А это уже грозит капитальным ремонтом.
Для примера. При нормальной работе скорость пламени при сгорании бензинов — 20–30 м/с, а при детонации этот показатель возрастает в 10 раз и составляет уже 1200 м/с. При этом тепловая волна резко ударяет по поршню и вызывает разрушение.
Детонационная стойкость
Это показатель, который указывает на устойчивость бензинов к самовоспламенению, — способность возгорания без искры. Чем выше эта характеристика, тем лучше будет для силового агрегата. Для стабилизации показателя в топливо добавляют детонационные присадки.
Стойкость к детонации бензинов напрямую зависит от октанового числа, а именно: соотношения гептана и изооктана. Так, у первого устойчивость к воспламенению — 0%, а у второго — 100%. Чем больше изооктана в составе бензина, тем устойчивее топливо.
Каким бензином лучше заправляться
В современных автомобилях все процессы контролирует электроника. При выявлении несоответствия параметров запускается процесс регулировки: увеличение или снижение подачи бензина, оценка обогащения топливной смеси кислородом. Но это происходит в узком диапазоне показателей. В итоге нарушаются процессы воспламенения и сгорания бензинов, что приводит к внутреннему разрушению компонентов, закоксовке двигателя.
Что делать? Следовать рекомендациям производителя. Но кратковременное нарушение правил допустимо. Например, если на АЗС нет соответствующей марки бензина, то можно залить низкооктановое горючее или «побаловать» авто высокооктановым бензином. Но злоупотреблять этим не стоит.
Что будет, если смешать разные марки бензинов
У всех марок бензина разная плотность. У АИ-92 она выше в сравнении с АИ-95. По законам физики такие жидкости не смешиваются. Более плотное топливо осядет на дно бака, поэтому усредненный вариант марки при смешивании получить нельзя.
Что в итоге
Самое основное, что нужно помнить, — каждый тип бензина соответствует требованиям Евро. Он не хуже и не лучше. Он просто другой: в составе бензинов разное содержание присадок, количество серы, марганца, смол и других веществ. Это как сравнить ручную и бензопилу. Конечный результат один, но эффект — разный. Поэтому, если стоит выбор, учитывайте рекомендации производителя и не проводите эксперименты над своим авто. Иначе последствия могут быть плачевными.