- Виды дизельного топлива
- Сорта дизеля
- Классы дизельного топлива
- Классификация дизтоплива в России
- Маркировка в рамках Таможенного Союза ЕАЭС
Плохой дизель повышает износ автомобиля. Некоторые поставщики используют примеси, чтобы выдавать летнее дизельное топливо за зимнее, другие реализуют горючее для сельхозтехники под видом Евро-5. Как правильно выбрать дизель и где заправляться?
Виды дизельного топлива
В 2005 году в России появился новый стандарт производства дизеля. Основные причины его разработки:
- европейские требования качества при экспорте;
- государственные правила снижения экологической нагрузки.
ГОСТ Р 52368-2005 полностью повторяет европейский стандарт для дизельного топлива — EN 590:2004. В маркировке ДТ обычно указывают на обе спецификации и значение Евро.
В 2009 году Европейские страны разработали новую версию стандарта — BS EN 590:2009. Она определяет единую норму содержания серы в дизельном топливе до 10 мг/кг.
Сернистые соединения снижают ресурс оборудования и негативно влияют на экологическую обстановку. В процессе переработки нефти в конечный продукт попадает 0,6–6% серы. Чтобы дизельное топливо соответствовало нормам, его очищают.
С 01.01.2015 в России действует ГОСТ 32511-2013, который частично совпадает с EN 590:2009. Согласно ему, ДТ делится на 3 категории по содержанию серы (мг/кг):
- К3 — до 350;
- К4 — до 50;
- К5 — до 10.
Почему важно для водителя, чтобы количество серы в дизельном топливе было ограниченным? Большой концентрат сернистых соединений увеличивает количество продуктов сгорания. Они образуют налет на поверхности деталей двигателя и оказывают абразивное воздействие. В результате нарушается теплообмен мотора с окружающей средой, повышается износ и ухудшается качество масла.
Сорта дизеля
Дизельное топливо классифицируют также по региону применения. Характеристика учитывает климатические условия и температурный режим. Сорта определяют по предельной температуре фильтруемости. Параметр измеряет способность дизельного топлива проходить через фильтр при охлаждении. Если скорость фильтрации 20 см³ превышает 60 секунд — горючее не подходит для выбранного температурного режима.
По этому критерию разделяют несколько сортов дизеля (°С):
-
Евро сорт A — +5;
-
Евро сорт B — 0;
-
Евро сорт C — –5;
-
Евро сорт D — –10;
-
Евро сорт E — –15;
-
Евро сорт F — –20.
На практике характеристика определяет возможность завести двигатель в холодную погоду. Сорт дизеля выбирают с запасом, чтобы предельная температура фильтруемости была ниже предполагаемой. Нужно отметить, что помутнение и застывание дизельного топлива не влияет на способность фильтрации.
Классы дизельного топлива
-
0 класс. Температура фильтруемости — не ниже -20 °C. Температура помутнения — -10 °C.
-
1 класс. Температура фильтруемости — не ниже -26 °C. Температура помутнения — -16 °C.
-
2 класс. Температура фильтруемости — не ниже -32 °C. Температура помутнения — -22 °C.
-
3 класс. Температура фильтруемости — не ниже -38 °C. Температура помутнения — -28 °C.
-
4 класс. Температура фильтруемости — не ниже -44 °C. Температура помутнения — -34 °C.
Как расшифровывать названия дизельного топлива
Когда встречается непонятное обозначение, например, «Евро сорт С вид 3», то понятие «сорт» или «класс» указывают на температурные показатели, а «вид» показывает, какое содержание серы в горючем. По этим показателям можно подобрать более экологичное топливо и то, которое будет соответствовать условиям эксплуатации. Это особенно критично для зимнего периода.
Рассмотрим примеры:
-
Е К5 сорт F. Такое обозначение указывает, что перед нами — дизельное топливо Евро, которое подойдет для умеренного климата (сорт F). Содержание серы — не более 10 мг/кг.
-
Сорт С Л-К5. Это летнее горючее (обозначает буква Л), которое выдерживает температурные показатели до –5°С (сорт С). Содержание серы не превышает 10 мг/кг. Такое топливо еще обозначают Евро сорт С вид III.
Горючее могут промаркировать в сокращенном виде, например, Л-К2 (летнее), или прописать полностью: «Зимнее класс 2».
Классификация дизтоплива в России
В зависимости от климатических условий применения в Российской Федерации выделяют следующие категории горючего (°С):
- летнее (Л) — от 0;
- межсезонное (Е) — –15;
- зимнее (З) — –20;
- арктическое (А) — –38.
Такая классификация устарела, но четко определяет сферу применения дизельного топлива. Российские стандарты горючего частично соответствуют европейским критериям оценки качества. Например, маркировка ДТ-З-К5 — Евро-5.
Дизельное топливо выбирают по паспорту качества, в котором указаны все характеристики. Заправляйтесь на проверенных АЗС, чтобы вам не отказали в предъявлении документации на горючее.
Маркировка в рамках Таможенного союза ЕАЭС
Принадлежность дизтоплива к какой-то категории определяется следующими группами знаков:
- ДТ — тип горючего;
- А, Е, Л, З — климатические условия;
- от К3 до К5 — уровень сернистых соединений.
Например, ДТ-Л-К5 — это маркировка летнего дизельного топлива Евро-5. Регламент унифицированной маркировки в рамках ТС ЕАЭС приняли в 2011 году. Его редко используют, но иногда производители указывают в паре с европейским стандартом. Евро — значит, сернистые соединения не превышают 10 мг/кг (К5).
Используйте топливные карты от ООО «ППР», чтобы заправляться в проверенных местах и контролировать корпоративные расходы. Экономия — до 30%. Оформляйте договор онлайн за 5 минут, чтобы возвращать 20% НДС со всех транзакций. Такими топливными картами можно пользоваться в более чем 16000 АЗС по стране.