Переход на зимние нормы расхода топлива: сроки и особенности

Переход на зимние нормы расхода топлива: сроки и особенности

В суровых зимних условиях расход топлива увеличивается, и важно правильно учесть все изменения, чтобы избежать непредвиденных затрат. 

Рассказываем, как правильно рассчитать и оформить зимний коэффициент расхода топлива.

 

Содержание

Что такое зимние нормы расхода ГСМ
Как узнать сроки действия и величину зимних надбавок
Как установить собственные сроки действия зимних надбавок
Примеры расчета зимних норм расхода топлива
Документальное оформление перехода на зимние нормы топлива
Заключение

Что такое зимние нормы расхода ГСМ

В зимний период бухгалтеры и экономисты, рассчитывающие расходы топлива для автотранспорта, используют специальные нормы и надбавки, чтобы учесть влияние сезонных факторов на увеличение расхода топлива.

Расход топлива увеличивается зимой по следующим причинам:

  1. Из-за низких температур на прогрев двигателя нужно больше времени и топлива.

  2. Энергозатраты на прогрев салона, обогрев стекол и зеркал дополнительно увеличивают расход.

  3. Сцепление колес с дорогой снижается из-за снега и льда, что ухудшает проходимость и повышает энергозатраты двигателя для обеспечения устойчивого движения на скользкой поверхности.

Особенно актуален этот подход для предприятий, работающих в регионах с суровыми климатическими условиями. Учет зимних норм расхода ГСМ помогает не только поддерживать финансовую стабильность, но и снижает эксплуатационные риски, связанные с недостаточной подготовкой автопарка к зимним условиям.

Как узнать сроки действия и величину зимних надбавок

Нормы расхода топлива в зимнее время регулируются Распоряжением Минтранса России № АМ-23-р от 14 марта 2008 года.

В частности, приложение № 2 содержит таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации, указывая:

  1. Продолжительность зимнего периода в месяцах для каждого региона.

  2. Сроки действия зимних надбавок (начало и конец периода).

  3. Максимальные величины зимних надбавок в процентах.

Image6

Image1

Таким образом, чтобы определить срок перехода на зимние нормы топлива и размер надбавок для вашего региона, вы можете обратиться к этой таблице. Например, для Москвы установлена зимняя надбавка в размере до 10% на период с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев), а для Республики Саха (Якутия) — до 20% на период с 15 октября по 15 мая (7 месяцев). 

Image4 11zon 5

Как установить собственные сроки действия зимних надбавок

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут изменять сроки перехода на зимние нормы топлива, если температура сильно отличается от средних значений. Например, если среднесуточная температура падает ниже или поднимается выше +5 °C. Вот как это сделать:

  1. Обратитесь в региональные службы Росгидрометцентра. Запросите данные о погодных условиях в вашем регионе. Эти сведения помогут обосновать необходимость изменения сроков или значений надбавок.

  2. Согласуйте изменения с Минтрансом России. Это обеспечит законность ваших действий и соответствие нормам.

  3. Оформите приказ или распоряжение. После получения согласований внесите изменения в локальные нормативные акты вашей компании. 

Корректировка сроков зимних надбавок — это важный шаг, позволяющий адаптировать работу транспорта к реальным погодным условиям в вашем регионе. Такой подход помогает избежать лишних затрат на бензин, поддерживая его расход на оптимальном уровне. 

Image5 11zon

Примеры расчета зимних норм расхода топлива

К примеру, летний расход топлива легкового автомобиля в Москве при пробеге в 500 километров составляет около 40 литров в месяц. Зимой, с учётом возможных надбавок, этот показатель увеличивается. Если прирост достигает максимальных 10%, то расходы вырастают до 44 литров в месяц. Однако в мягкую зиму или при рациональном использовании автомобиля увеличение может составить всего 5–7%, и тогда общий расход будет около 42 литров.

Грузовые автомобили подвержены ещё большему росту расхода топлива. Если летом грузовик потребляет порядка 250 литров в месяц при пробеге в 1 000 километров, то зимой этот показатель может увеличиться до 275 литров при максимальной надбавке 10%. Но если погодные условия не слишком сложные или автомобиль оснащён современными системами экономии топлива, то увеличение может быть меньшим, например, до 267–270 литров.

Особенно заметно влияние зимы на спецтехнику, например, экскаваторы. К примеру, летом техника, работающая по 120 часов в месяц, расходует около 1 440 литров топлива. В зимний период, в зависимости от надбавок, расход может вырасти до 1 584 литров. Но если учитывать умеренные зимние условия и более экономичный подход к прогреву и работе, увеличение расхода может быть менее значительным, и общий показатель составит около 1 520–1 540 литров.

Документальное оформление перехода на зимние нормы топлива

Переход на зимние нормы расхода топлива необходимо закрепить документально, чтобы обеспечить прозрачность учета и обоснование дополнительных расходов. В первую очередь компания издает приказ, в котором фиксируется дата начала и окончания применения зимних норм и основания для их введения.

Документ должен содержать разбивку транспорта по категориям, чтобы учитывать особенности расхода топлива для легковых автомобилей, грузовиков и специальной техники. Для каждой категории следует прописать отдельные нормы или процентные надбавки, обоснованные климатическими условиями и характером эксплуатации транспорта.

Также можно назначить ответственных лиц за внедрение зимних норм расхода топлива и их соблюдение. Обычно это руководитель автопарка или сотрудник бухгалтерии, который контролирует расход топлива и предоставляет регулярные отчеты.

Изменения находят отражение и в путевых листах. В них необходимо добавить отметки о применении зимних норм: указывается дата и расчетная надбавка.

Если компания использует системы учета топлива, такие как GPS-трекеры или автоматизированные программы, важно обновить параметры расхода. Это позволит корректно фиксировать затраты и автоматически учитывать зимние нормы.

Image2 11zon 8

Заключение 

Пониженная температура, проблемные дороги и дополнительные энергозатраты на прогрев двигателя требуют тщательного учета. Важно, чтобы зимние нормы расхода топлива были правильно рассчитаны и задокументированы, чтобы избежать лишних затрат и сохранить финансовую стабильность компании.

Применение зимних норм — это не просто формальность, а реальная возможность оптимизировать эксплуатационные расходы и повысить эффективность работы автопарка в условиях зимнего сезона. 

 

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных

Передовые Платежные РешенияЛоготип Передовые Платежные Решения