Содержание
Что такое гибрид
Виды неполных гибридных автомобилей
Микрогибриды
Мягкие гибриды
Полные электромобили
Параллельные гибриды
Последовательные гибриды
Параллельно-последовательные гибриды
Подзаряжаемые гибриды
Плюсы и минусы гибридных автомобилей
Плюсы
Минусы
Что выгоднее: гибрид или бензин
Что такое гибрид
Гибридные версии автомобилей внешне не отличаются от привычных машин с ДВС, которые работают на углеводородном сырье. Разницу можно увидеть под капотом. У гибридов есть и топливный двигатель, и электродвигатель.
Впервые такая модель появилась в 1901 году. Ее создал Фердинанд Порше. Массовое производство гибридов стартовало с конца 1990-х гг., а сегодня они присутствуют в линейках практически всех крупных автоконцернов.
Гибридные автомобили могут двигаться либо за счет электричества, либо бензинового двигателя. Например, при езде в условиях города с пробками и многочисленными светофорами может работать электромотор, а на трассе — ДВС.
Виды неполных гибридных автомобилей
Производители выпускают несколько типов гибридов. Они отличаются конструкцией и особенностями работы.
Микрогибриды
К ним относят обычные автомобили, которые экономят топливо благодаря технологии «старт-стоп». Например, это все модели серии Audi A4. За счет опции start/stop двигатель глушится автоматически на всех остановках, а при движении автомобиля ДВС снова запускается.
За пуск мотора отвечает стартер, который также выполняет функцию генератора. При остановке он заряжает аккумулятор. В конструкции микрогибридов нет ни тяговой батареи, ни электромотора. Их плюс — экономия топлива благодаря отключению ДВС в пробках и на светофорах, снижение вредных выбросов.
Мягкие гибриды
В конструкции большинства машин предусмотрен стартер и генератор. Стартер обеспечивает запуск мотора, генератор — заряжает аккумуляторную батарею. У мягких гибридов эти функции выполняет одно устройство — стартер-генератор. Кроме того, он способствует ускорению автомобиля.
Когда транспортное средство тормозит, стартер-генератор преобразует кинетическую энергию в электрическую мощность, благодаря чему происходит подзарядка аккумулятора. Однако устройство не связано с колесами, поэтому езда на электротяге для мягкого гибрида невозможна.
К преимуществам таких систем относят возможность накопления заряда при затормаживании и питание энергией разных компонентов, например, электрики, кондиционера, отопителя. У мягких гибридов снижена нагрузка на ДВС, что продлевает его срок службы.
Полные электромобили
Транспортные средства этого класса могут использовать для движения только электротягу. В зависимости от модели они расходуют топливо экономичнее до 30–50%.
Параллельные гибриды
У них и ДВС, и электромотор связаны с колесами. Могут работать как совместно, так и независимо. Параллельный гибрид может двигаться от электротяги при езде во дворе или в условиях города с частыми остановками в пробках и на светофорах. При этом бензиновый двигатель будет заглушен. Однако для приведения в движение ТС параллельные гибриды используют как электрические моторы, так и двигатели внутреннего сгорания в параллельной конфигурации.
Если водителю нужно набрать скорость для маневра или при езде по трассе, к работе будет подключен ДВС. Топливо и электричество значительно повысят динамику транспортного средства.
У параллельных гибридов аккумуляторы получают заряд при торможении благодаря рекуперации или при ровном движении, когда двигатель крутит электромотор.
Параллельный гибрид не может похвастать большой электрической автономностью: у большинства моделей запас хода составляет не более 100 км. Маломощные электромоторы и небольшая батарея не позволят автомобилю набрать разгон быстро только на электротяге. Если мощности не хватит, электроника гибрида автоматически подключит ДВС. В это время электродвигатель будет отсоединен от колес.
Представители параллельных гибридов — Aurus Komendant и Senat.
Последовательные гибриды
У таких гибридных автомобилей предусмотрен один или несколько электромоторов, которые вращают колеса. ДВС здесь нужен для вращения вала генератора для подзарядки высоковольтных батарей. Бензиновый двигатель не связан с колесами, поэтому под капотом ТС отсутствует коробка передач.
Такие машины очень экономичны: расходуют до трех литров на 100 км при езде в городском режиме. В среднем, это на 50% меньше по сравнению с авто такого же класса.
Последовательные гибриды встречаются редко. Один из представителей — BMW i3 REX.
Параллельно-последовательные гибриды
Основатели этой технологии — инженеры Toyota. Они взяли лучшее у параллельных и последовательных гибридов и объединили их преимущества. Так были созданы гибридные Prius. Модель прошла несколько поколений существенных изменений как в дизайне, так и в технических характеристиках.
В чем преимущества таких машин? Они могут двигаться на бензине или электричестве раздельно, работать с использованием двух источников энергии. Их аккумуляторная батарея получает заряд при остановке или равномерном движении авто, а при торможении может накапливать энергию.
У последовательно-параллельных гибридных версий нет привычной трансмиссии. «Вариаторы», роботизированные и автоматические коробки передач заменил планетарный редуктор. Он объединяет в одну систему два электромотора и ДВС.
Благодаря простоте, эффективности и экономичности последовательно-параллельных гибридных моделей, технологию переняли многие крупные автоконцерны: Ford, Nissan, BMW. Недавно к ним присоединились производители из Китая: на базе планетарного редуктора создали Tiggo 8 Pro e+.
Подзаряжаемые гибриды
Это усовершенствованные гибридные автомобили. Такая машина может быть с любым видом гибрида: параллельным, последовательным или параллельно-последовательным. Ее особенность — разъем, который позволяет автовладельцу заряжать ТС от розетки или специальной зарядной станции.
Если батарея полностью заряжена, автомобиль может использовать только электротягу, не задействуя мощность ДВС. Преимущества таких моделей очевидны: это снижение расхода топлива, сокращение выбросов СО2 в атмосферу. При подключении к работе бензинового двигателя расход будет небольшим — до 50% меньше по сравнению с негибридным ТС такого же класса.
Плюсы и минусы гибридных автомобилей
Чтобы понять, стоит ли покупать гибрид, нужно подробно изучить его преимущества и недостатки.
Плюсы
Гибридный автомобиль отличает топливная экономичность. По сравнению с обычными ДВС, двигатель гибридов потребляет от 25 до 50% меньше топлива, что позволит сэкономить деньги на заправке.
Одно из ключевых преимуществ гибрида — снижение объема вредных выхлопных газов. Если ДВС не работает, то и выброса СО2 не происходит. Результат — уменьшение парникового эффекта.
В отличие от обычных машин с топливным ДВС, гибридные набирают разгон быстрее, их предельные скорости в основном выше. Производителям удалось достичь высоких показателей за счет одновременного использования возможностей бензинового и электрического мотора. За счет сниженной нагрузки топливный двигатель подвержен меньшему износу, а значит, он прослужит дольше.
Выигрывают гибриды и у электрокаров: если не будет возможности подзарядить батарею, авто продолжит движение на обычном топливе и будет одновременно пополнять запас энергии. Они не зависят от наличия станций для подзаряда — можно ездить везде без страха остановиться на дороге.
Минусы
Недостатков у гибридных ТС немало, поэтому они не смогли потеснить бензиновые аналоги. Минусом гибридного автомобиля считают его цену: стоимость новых моделей значительно дороже обычных автомобилей без электромотора. Разница сглаживается, если у машины большой пробег.
Гибрид отличает сложная конструкция. У него больше компонентов, которые требуют обслуживания. Не все мастера возьмутся за ремонт гибридных транспортных средств, поскольку нужно хорошо разбираться в их устройстве. При этом, даже если рядом окажется СТО с компетентными мастерами, цена ремонта и обслуживания гибридов будет выше по сравнению с автомобилями без электромотора.
Что выгоднее: гибрид или бензин
Чтобы понять, что выгоднее, нужно детально сравнить гибридные транспортные средства и их бензиновые аналоги. Это касается всего: расхода топлива, налогов, обслуживания и других факторов.
Что касается топливной экономичности, в среднем, ДВС гибридов позволяет автомобилю расходовать меньше бензина на 25–40% по сравнению с бензиновыми моделями аналогичного класса. В качестве примера можно рассмотреть модель Toyota Camry 2014 года выпуска. Бензиновый автомобиль расходует 8 литров на 100 км на трассе, а в режиме городской езды — 13 литров. У гибрида значения меньше: 6 и 10 литров соответственно. Однако если поездка дальняя, гибрид будет включать двигатель для подзарядки батареи. В этом случае разница в расходе топлива окажется незаметной.
Многие думают, что гибридные авто позволят экономить на налогах, поскольку мощность их ДВС меньше. Да, раньше владельцы гибридов платили меньше, но все изменилось с 2023 года, когда налоговые службы начали учитывать мощность не только топливного ДВС, но и электрического. В этой ситуации выигрывают не гибридные, а бензиновые машины.
Всем транспортным средствам нужно регулярное техническое обслуживание и периодический ремонт. Здесь выигрывают бензиновые автомобили. На них легче найти запчасти, комплектующие, к тому же они обойдутся в несколько раз дешевле.
Отдельно нужно сказать про батарею. Со временем аккумулятор теряет емкость. В сложных климатических условиях России он выходит из строя быстрее, чем в теплых странах. Перегрев, морозы, высокая влажность — все это ведет к быстрому износу батареи. Ремонтировать ее недешево, заменить — очень дорого: стоимость новой составляет примерно 2/3 цены автомобиля.
При решении купить подержанный гибрид нужно проверять остаточную емкость аккумулятора. Сделать это можно в специализированном сервисном центре. Батарея с выработанным ресурсом не будет держать заряд, что нивелирует все вышеописанные преимущества гибридных транспортных средств.