- Почему нефть дешевеет, а бензин в РФ дорожает
- Влияет ли каким-то образом стоимость черного золота на цену литра горючего
- Акцизы как первая причина подорожания бензина на фоне падающей нефти
- Как колебания курса доллара влияют на стоимость литра топлива
- Сезонность как еще одна причина изменения стоимости бензина во время падения цен на нефть
- Как инфляция влияет на стоимость бензина
- Налоговый маневр и валютные игры, их роль в ценообразовании одного литра бензина
Цена на нефть постоянно изменяется, и когда она в очередной раз падает, многие автомобилисты с нетерпением ждут, что стоимость бензина на автозаправках тоже снизится, но происходит такое явление крайне редко, а если и происходит, то горючее дешевеет всего на несколько копеек. В большинстве случаев оно, наоборот, дорожает. И в такие моменты у многих возникает вопрос — почему так происходит? Цена на бензин в России практически никогда не падала, когда нефть дешевела, а ведь именно из черного золота делают топливо. Давайте рассмотрим основные причины, почему динамика цен на бензин в РФ не изменяется при дешевеющей нефти.
Влияет ли каким-то образом стоимость черного золота на цену литра горючего
Нефть, а если говорить точнее, то именно цена на нее, — далеко не ключевой фактор в структуре ценообразования за один литр бензина. Не только в РФ, но и в других странах Европы, огромную долю из стоимости литра горючего нефтеперерабатывающие предприятия отчисляют в государственный бюджет. Возьмем, например, бензин с высоким октановым числом марки АИ-95. В его литре процент налогов в виде акцизов и НДС составляет целые 36%, плюс ко всему добавляют еще и НДПИ, в итоге государству нужно отдать 55% из каждого литра бензина. Другими словами, когда водитель платит на заправке, допустим, 38 рублей за один литр горючего, то 21 рубль из этой суммы сразу уходит государству, поэтому продавать бензин дешевле 21 рубля АЗС не может даже чисто теоретически.
Так какой же вклад нефти в стоимость одного литра бензина? Минимальный. Как отечественные, так и зарубежные АЗС формируют свою ценовую политику, ориентируясь не на котировки на мировом рынке, а на цены горючего, которые устанавливают нефтеперерабатывающие заводы. Те, в свою очередь, смотрят не на стоимость барреля нефти, а на предложение и спрос. Например, прошлым летом черное золото упало в цене, но бензин при этом не дешевел, наоборот, даже дорожал, и все потому, что существенно вырос спрос на него из других стран. И такая логика образования цен, когда они реагируют не на саму нефть, а на существующую конъюнктуру, на российском рынке утвердилась достаточно давно. Плюс ко всему, стоимость горючего в России постоянно подвергается специфике налоговой и финансовой системы.
Акцизы как первая причина подорожания бензина на фоне падающей нефти
Если в других странах налоги на энергию остаются неизменными на протяжении нескольких десятков лет, то в РФ ставки акцизов регулярно увеличивают. Почему так происходит? Потому что поступления от нефтегазового комплекса формируют основной хребет бюджета страны, поэтому, чем стремительнее падает цена на нефть, тем выше Министерство Финансов РФ поднимает акцизы и налоги, в связи с этим дорожает топливо, в том числе и бензин.
Другими словами, зависимость цен от нефтяной котировки в России наблюдается, но только обратная, поскольку есть определенные параметры бюджета, и его фактическая доходная часть, которая должна в любых условиях соответствовать плановым показателям.
Как колебания курса доллара влияют на стоимость литра топлива
Еще одна причина, по которой бензин начинает стоить дороже при падающей нефти — линейная связь между мировыми ценами на нее и курсом доллара. Если черное золото выросло в цене, то рубль укрепляется. Стоимость одного барреля упала? Национальная валюта стала слабее. Нужно также понимать, что цены на нефть, которую используют для внутренней переработки, практически не изменяются в рублевом эквиваленте, поэтому бензин и не дешевеет.
Сезонность как еще одна причина изменения стоимости бензина во время падения цен на нефть
Несмотря на то что нефтеперерабатывающие предприятия в России бесперебойно производят горючее круглый год, фактор сезонности, все же, оказывает свое влияние на объемы его потребления. Летом, когда начинается период отпусков у россиян, спрос на бензин возрастает и начинает опережать мощности отечественных нефтеперерабатывающих компаний. Непроизвольно на рынке формируется дефицит горючего, который, в свою очередь, обусловливает рост оптовых цен на него.
Как инфляция влияет на стоимость бензина
Когда инфляция в стране высокая, бензин дорожает даже при условии того, что стоимость нефти остается неизменной или падает. Прямое тому доказательство — показатели за прошедшие годы. Так, в 2016 году официальная инфляция в РФ составляла 5,4%, в 2017 году — 2,5%, в 2018 году — 4,27%. В 2019 году ее темпы замедлились, и она не превышала 3,05%. В 2020 году инфляция опять выросла и составляла уже 4,9%. В 2021 году ее уровень не превышал 4,7%.
При таких показателях становится ясно, что сохранить цены на бензин, которые были в 2016 году, просто невозможно. По расчетам, только из-за инфляции в 2022 году цена за 1 литр горючего на отечественных заправках должна была держаться на уровне 51 рубля, фактические цены, которые мы наблюдали в прошлом году, были ниже.
Налоговый маневр и валютные игры, их роль в ценообразовании одного литра бензина
Давайте вспомним, сколько стоил 1 евро в 2017 году. За валюту в течение всего года предлагали от 66 до 88 рублей. Доллар в это же время покупали по 60–79 рублей. А теперь сравним показатели за 2022 год. Курс евро колебался в пределах 56–64 рублей, средний курс доллара составлял 65 рублей. Другими словами, валюта 5 лет назад стоила даже немного дороже, чем сейчас. Такая же ситуация и с бензином. Если сделать простой пересчет, становится ясно, что в валюте стоимость горючего за прошлые годы практически не изменялась, поэтому небольшие подорожания и удешевления топлива на внутреннем рынке можно смело назвать своеобразной коррекцией.
Если прибыль заправок не зависит от курса валют, то прибыль нефтяных компаний напрямую с ним связана. Как уже отмечалось, когда нефть падает в цене, валюта становится сильной, а рубль — ослабевает. Компаниям в таких условиях выгоднее экспортировать горючее, они зарабатывают в валюте, а тратят в рублях.
Когда нефть дорожает, рубль укрепляется, наблюдается стремительный рост прибыльности продаж топлива внутри РФ. Но от этого экспорт не становится менее выгодным.
До 2015 года многие нефтегазовые компании из-за того, что цены на экспорт были гораздо выше, чем те, что держались на внутреннем рынке страны, создавали искусственный дефицит топлива. Такое положение дел негативно сказывалось на простых россиянах и шло вразрез с интересами государства. В 2015 году правительство впервые прибегло к «налоговому маневру». В чем его суть? Правительство начало постепенно снижать пошлину на экспорт, но в это же время повышало налог на добычу полезных ископаемых и акцизы.
Ввели демпфирующий механизм, который сдерживал цены на топливо на внутреннем рынке. Если цена на экспорт выше той, которая установлена на внутреннем рынке РФ, государство возмещает нефтегазовым компаниям часть разницы, это позволяет сдерживать рост цен на горючее внутри страны. Если же стоимость бензина на внутреннем рынке выше, чем экспортная, то нефтяные компании перечисляют в бюджет государства часть получаемой «сверхприбыли» от продаж внутри РФ. Демпфирующий механизм успешно функционирует по сегодняшний день.
Подводя итог, можно сказать, что нефть в ценообразовании горючего является далеко не основополагающим фактором, поэтому, даже если она дешевеет, не следует рассчитывать на существенное изменение цифр на табло автозаправок.