Под замерзанием нередко подразумеваются разные процессы, но их суть сводится к тому, что бензин теряет свои рабочие качества – консистенцию, способность к воспламенению. Согласно ГОСТ 5066-2018 такой процесс, как замерзание состоит из трёх этапов:
✔ Помутнение
✔ Начало кристаллизации
✔ Загустение (замерзание)
Следует отметить, что в обязательных требованиях ГОСТ температура замерзания бензина не определена как постоянная величина, в отличие от дизельных сортов. Все методы исследования, описанные в стандарте для бензинов, необходимы чаще только для решения спорных ситуаций, связанных с качеством топлива. Если бензин замерзает, кристаллизуется или густеет при таких же температурах, как и нефть, то есть от -20 до -350С, это однозначно указывает на неприемлемое количество присадок в топливе или низкое, кустарное качество производства горючего.
Отсутствие единой системы пороговых температур для фиксирования момента замерзания связано ещё и с тем, что в российских климатических условиях, даже в самых суровых северных регионах, бензин не меняет своих качеств. Топливо не замерзает, не становится вязким, если его качество соответствует стандартам, изложенным в ТУ на ГОСТ 32513-2013.
Для того чтобы качественное горючее помутнело, загустело, требуется достичь отметки в -72 градуса С. Это относится к бензинам АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Также среди автовладельцев распространена информация о том, что бензины повышенной чистоты, качества ЕВРО 6, поддаются замерзанию при температурах от -118 градусов С. Впрочем, убедительных результатов испытаний в поддержку этих данных не представлено.
При какой температуре возможно загустение смеси – Госстандартами не установлено, в условиях средней полосы России подобных морозов не бывает и топливо не замерзает, однако разница между летним и зимним горючим всё же определена. Зачем это сделано и как такое разграничение влияет на запуск двигателя зимой?
Зимний и летний бензин, в чем разница
Современные условия производства бензинов подразумевают добавление в воздушно-топливную смесь различных присадок ещё на этапе нефтепереработки в заводских условиях. Различные технические условия, изложенные в государственных стандартах, ограничивают содержание таких веществ. Но для того, чтобы бензин выполнял свои функции в автомобиле, в качестве добавок всё же разрешены спирты, эфиры и другие, безопасные для деталей авто, для окружающей среды и человека соединения.
С помощью таких присадок можно улучшить эффективность горения смеси, поднять октановое число – порог детонации. Так бензин марки АИ-92 имеет меньше присадок в составе, в 98-м и 100-м их, соответственно, больше. Чем меньше дополнительных веществ в составе, тем резче возникает вспышка, тем быстрее прогорает воздушно-топливная смесь.
Этот процесс связан и с температурой выкипания: параметр, который показывает, возможно ли запускать двигатель в холодную погоду. Если бензин содержит больше трудноиспаряемых фракций, чем положено по ГОСТ, температура замерзания топлива, изменится. Низкое качество нефтеперегонки и присутствие тяжёлых фракций однозначно приведёт к неполному сгоранию горючего в цилиндрах двигателя, перерасходу топлива и масла, смываемого со стенок цилиндров, засорению топливного фильтра. В то же время легкоиспаряемые фракции в составе топлива создают повышенное давление насыщенных паров.
Давление насыщенных паров (ДНП) – параметр, что определяет целесообразность применения одного из видов бензинов зимой. Если купленный на АЗС бензин соответствует указанным в сертификате параметрам качества, состав демонстрирует лучшие пусковые качества двигателя в холодное время года, так как такое топливо способно выдержать большее давление насыщенных паров.
ДНП – это также один из показателей качества горючего:
✔ Чем выше это значение, тем больше в топливе легкоиспаряемых, кипящих фракций, но также выше опасность появления паровых пробок, что приводит к проблемам с пуском двигателя;
✔ Высокое значение в рамках нормы – показатель хороших пусковых свойств горючего, быстрый старт и прогрев двигателя.
Из-за низких температур меняется и состояние только некачественного топлива – на морозах такой составы замерзает буквально, то есть превращается в гель, желеобразную субстанцию. Испаряемость воздушно-топливной смеси утрачивается, как и качество её распыления. Если замерзает бензин, это говорит о присутствии в составе тяжелых фракций, в том числе парафинов, которые и приводят к загустению смеси. Температура замерзания горючего имеет решающее значение только в условиях крайне холодного климата, а проблемы с кристаллизацией топлива больше свойственны дизельным сортам.
Какой бензин заправлять летом и зимой
Качественный, приобретенный на АЗС с высоким рейтингом надёжности, у проверенных производителей. Проблему замерзания бензина по сути, уже решили производители продуктов нефтепереработки, ещё на этапе производства. На заправки надёжных поставщиков топливных продуктов поставляется сезонный бензин, тот, что рекомендуется к эксплуатации при соответствующих температурах окружающей среды.
Также стоит учесть «гигиену» заправочного процесса. Если при не самой холодной температуре замерзает бензин, стоит обратить внимание на возможное попадание в бак воды. В этом случае эффективность работы топливной системы ухудшает не сам бензин, а именно замерзшая вода. Качество горючего при этом остаётся достаточно высоким.
Каким правилам нужно следовать, чтобы избежать проблем с замерзанием:
✔ Пользоваться моющими, абсорбирующими присадками – такие составы эффективно удаляют влагу из топливной системы, очищают пути подачи горючего;
✔ Обеспечить защиту заливной горловины от намеренных действий посторонних;
✔ Не заправляться на сомнительных АЗС.
В помощь всем, кто заботится о качестве заливаемого горючего – карта надёжных автозаправок по всей России.