Производство бензина в России

Производство бензина в России

На территории РФ насчитывается около 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов и примерно 80 мини-нефтеперерабатывающих заводов.

Содержание

Производство бензина в России

Производители бензина в РФ

Топ-5 крупных производителей в РФ

Нижегородский НПЗ

Омский нефтеперерабатывающий завод

Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)

«Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (Ярославнефтеоргсинтез)

ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка

Из чего делают бензин

Технология производства бензина

Чем бензины отличаются

На территории РФ насчитывается около 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов и примерно 80 мини-нефтеперерабатывающих заводов. 

В течение 2022 года на них переработали около 276 миллионов тонн нефти, что ниже на 3,5% с прошлогодними показателями. Однако при этом производство бензина для автомобилей выросло на 3,6% и достигло отметки в 42,3 миллиона тонн. Мощности производства дизельного топлива также выросли на 5,4%: около 84,7 миллиона тонн. Производство мазута однако сократилось на 6,9% до 41,3 миллиона тонн.

Производители бензина в РФ

За последнее десятилетие объемы нефтяных резервов России сократились на треть. В начале 2010-х годов наша страна располагала запасами нефти, которые превышали 28 миллиардов тонн. Сегодня же эти объемы сократились до чуть более 19 миллиардов тонн.

В России поставляют топливо и госпредприятия, и частные компании. К самым крупным предприятиям, где делают бензин, относятся:

  1. «Газпром нефть». Производственные мощности — переработка более чем 40 млн тонн нефти в год (данные за 2021 г.) при объеме добычи углеводородов примерно 101 млн тонн.

  2. «Роснефть».  За 2022 год компания переработала 94,4 млн тонн нефти.

  3. «Лукойл». Суммарная мощность всех НПЗ за 2021 год — 80,4 млн тонн.

Эти компании занимают лидирующие позиции на российском рынке и выпускают значительное количество бензина для удовлетворения потребностей населения и промышленности.

К числу крупных нефтегазовых российских компаний также относят «Татнефть», «Славнефть» и «Сургутнефтегаз». Они обладают собственными мощностями по производству бензина и других нефтепродуктов.

Proizvodstvo Benzina 2

Топ-5 крупных производителей в РФ

Ниже — пять основных изготовителей бензина в РФ, которые играют важную роль в обеспечении не только внутреннего спроса, но и экспорта.

Нижегородский НПЗ 

Входит в структуру ПАО «Лукойл». В год мощность по переработке достигает более 17 миллионов тонн. Здесь производят широкий спектр нефтепродуктов, дизельное и авиационное топливо, смазочные материалы. Предприятие специализируется на производстве более 50 товарных видов нефтепродуктов, включая автомобильное, авиационное и дизельное топливо, нефтебитумы и другие востребованные на рынке продукты.

Proizvodstvo Benzina 3

Омский нефтеперерабатывающий завод 

Принадлежит холдингу «Газпромнефть». 

В 2020 году на предприятии стартовал проект по созданию высокотехнологичного комплекса по производству катализаторов нефтепереработки. 

Катализатор нефтепереработки — это вещество, которое ускоряет или способствует химическим реакциям в процессе переработки нефти. 

Значимость и привлекательность проекта для отрасли привели к признанию его Министерством энергетики национальным проектом. Ожидается, что он будет генерировать годовой оборот, который превышает 1,5 миллиарда рублей, создавать новые рабочие места и, как следствие, способствовать увеличению налоговых поступлений

Proizvodstvo Benzina 4

Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)

Обладает нефтеперерабатывающей мощностью около 17–18 миллионов тонн в год.

РНПК производит широкий спектр нефтепродуктов, дизельное топливо, авиакеросин, битум.

РНПК известна своими передовыми технологиями и соблюдением строгих стандартов экологии и безопасности. 

Находится под контролем «Роснефти».

Proizvodstvo Benzina 5

«Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (Ярославнефтеоргсинтез)

Ярославнефтеоргсинтез способен обрабатывать до 15 миллионов тонн нефти в год. Профиль НПЗ — топливно-масляный. На предприятии изготавливают широкий спектр нефтепродуктов. Также выпускает масла, битумы, парафино-восковую продукцию, сжиженные газы, ароматические углеводороды, топочный мазут.

Proizvodstvo Benzina 6

ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка

На заводе осуществляют переработку смеси высокосернистых нефтей из западной Сибири и Волжского региона. Главный регион сбыта нефтепродуктов — Южный федеральный округ. Также часть продукции экспортируют за пределы страны. 

Мощность — более 14 миллионов тонн нефти в год. НПЗ производит широкий спектр продукции, дизельное топливо и для реактивных двигателей, моторные масла, битумы и другое.

Proizvodstvo Benzina 7

Из чего делают бензин

Горючее получают из нефти, которую добывают с помощью буровых установок. Затем ее транспортируют и перерабатывают. 

Горючее делают из нефти различных марок, например:

  1. Urals. Это смесь нефти из нескольких месторождений РФ: тяжелой, высокосернистой с Урала и Поволжья, а также легкой западносибирской. Смешение происходит непосредственно в системе нефтепроводов.

  2. Siberian Light. Это легкая нефть с низким содержанием серы, которую добывают в Западной Сибири.

  3. ESPO. Представляет собой смесь нефтей, которые добывают в Восточной Сибири. Основной рынок сбыта — страны Азии.

  4. Sokol. Легкая нефть, с низким содержанием серы. Добыча — в Хабаровском крае.

  5. Vityaz. Это сорт легкой сырой малосернистой нефти. Подобен по составу нефти из Омана. Добывают Vityaz на острове Сахалин.

  6. ARCO. Сорт тяжелой нефти с высоким содержанием серы. Добывают на шельфе Арктики (Приразломном месторождении).

  7. Sakhalin Blend. Сравнительно новый сорт нефти: торгуется с 2015 года. Представляет собой смесь Vityaz и газоконденсата с Киринского месторождения.

Различия между этими марками заключаются в количестве серы, а также плотности, составе. Эти характеристики влияют на производительность и экологические свойства топлива.

Proizvodstvo Benzina 8

Технология производства бензина

Основные этапы технологического процесса:

  • Отстаивание. После доставки на транспорте или по трубопроводу нефть отстаивается. Это обязательный этап: если использовать «свежее» сырье, состав будет неоднородным, с большим содержанием посторонних примесей.

  • Первичная обработка топлива. В сырой нефти содержится большое количество солей. Чтобы их удалить, сырье смешивают с водой и помещают в специальную установку. В ней под действием электричества соли из нефти оседают, вода — испаряется.

  • Первичная перегонка. Нефть выкачивают насосом. Она продвигается по системе нагрева (отдельные теплообменники), где сырье нагревается до 130°С, а затем попадает в общий коллектор. После этого горючую жидкость отправляют в блок ЭЛОУ, где происходит отделение воды и солей для последующего разделения нефти на фракции в атмосферно-вакуумном блоке. При выходе из блока ЭЛОУ сырье еще нагревается до 250°С и попадает в отбензинивающую колонну. Отбензиненная нефть повторно нагревается и подается в атмосферную колонну.

Нефть разделяется на фракции в зависимости от температуры кипения углеводородов. В результате перегонки получают светлые нефтепродукты: бензин, керосин, газойль, лигроин. Остаток от перегонки — мазут — подвергают дальнейшей переработке.

  1. Вторичная переработка. Сопровождается изменением структуры углеводородов, которые входят в состав нефти. Различают несколько видов вторичной переработки:

  2. Термический крекинг. Нефть нагревают до 700°С и выше. Под воздействием температуры парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды начинают распадаться. Из них получают бензин, газ, кокс, непредельные углеводороды.

  3. Каталитический крекинг. Вместо высоких температур используют специальные вещества — катализаторы. Такой крекинг обеспечивает глубокую переработку нефтяных фракций. Ему подвергается преимущественно керосиновая и газойлевая фракции. Это позволяет получить газы, которые содержат до 90% непредельных углеводородов, легкий и тяжелый газойль, авиационный и высокооктановый типа топлива (содержит не более 1% бензола).

Октановое число определяет устойчивость топлива к детонации — способности выдержать сильное сжатие при работе двигателя.   

  1. Риформинг, как и крекинг, проходит под высоким давлением и действием высоких температур. Разница в том, что на одной из стадий образуется газообразный водород, что делает итоговое топливо более чистым и увеличивает его количество на выходе. Есть три типа риформинга: каталитический (за счет катализатора, самый распространенный метод), термический и гидрориформинг (включает добавление водорода). Риформинг значительно повышает октановое число бензина, поэтому эта технология предпочтительна для современных двигателей внутреннего сгорания.  

  2. Полимеризация. Позволяет получать жидкие бензиновые фракции из олефинов (ненасыщенных углеводородов). Используется для улучшения октанового числа от 80 до 82 и получения большего объема топлива. 

  3. Алкилирование. Полиобразные олеофилы и изобутан под действием катализатора образуют более тяжелые изопарафины. Процесс требует строгого соблюдения мер безопасности и экологических стандартов из-за высокого давления и сильнокислотных катализаторов. 

  4. Изомеризация. Позволяет получать высокооктановое сырье с помощью катализаторов вроде хлорида алюминия. Линейные углеводороды (н-парафины) преобразуются в их изомеры, то есть в молекулы с той же молекулярной формулой, но с различной структурой. Процесс изомеризации помогает уменьшить выбросы вредных веществ, так как разветвленные углеводороды сгорают более чисто, чем их линейные аналоги. 

Таким образом, бензин получают в результате сложного процесса перегонки и очистки легких фракций нефти, которые содержат бензиновые углеводороды. Это нужно, чтобы удалить примеси и получить чистый состав, который мы используем в нашей повседневной жизни.

Proizvodstvo Benzina 9

Чем бензины отличаются

Бензины отличаются октановым числом, составом, сезонностью, наличием присадок, соответствием экологическим стандартам, маркировкой, методом получения. О методах производства бензина и октановом числе мы уже говорили. Теперь коротко рассмотрим другие различия. 

  1. Состав. Химический состав у топлива может отличаться. Это влияет и на октановое число, и на экологические характеристики. В составе могут быть ароматические углеводороды, олефины, сера и другие компоненты. 

  2. Присадки. Используют для улучшения эксплуатационных свойств бензина, улучшения работы двигателя и предупреждения отложений на двигателе. Свойства могут быть разные: антиокислительное, антидетонационное, очищающее и другие. 

  3. Экологические стандарты. Включают содержание серы, уровни испаряемости, содержание ароматических углеводородов и олефинов, добавление оксигенатов, стандарты Евро, снижение содержания свинца. В разных регионах стандарты могут различаться, они постоянно развиваются и ужесточаются. 

  4. Сезонность. Летние и зимние сорта отличаются составом. Зимний тип топлива легче испаряется, чтобы было легче запускать двигатель в мороз. 

  5. Маркировка: В разных странах используются различные системы маркировки, например, по октановому числу (92, 95, 98 и т. д.) или по системе AKI (RON и MON) в США.

При выборе топлива обращайте внимание на рекомендации создателя авто, сезон и экологические стандарты региона.

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных

Передовые Платежные РешенияЛоготип Передовые Платежные Решения