Содержание
Производство дизельного топлива
Технология производства дизельного топлива: основные этапы
Производство зимнего дизельного топлива
Как улучшить качество дизельных топлив
Многие слышали, что существует летнее и зимнее дизтопливо. Но лишь единицы знают, чем они отличаются. А разница — в сырье, способе получения топлива, присадках, которые добавляют. Именно от процесса производства солярки зависят как свойства самого горючего, так и эффективность его применения.
Производство дизтоплива — сложный и многогранный процесс, который требует тщательного контроля и высокой технической экспертизы. Рассмотрим основные моменты, связанные с его получением.
Технология производства дизельного топлива: основные этапы
На качество солярки в первую очередь влияет качество самой нефти, при перегонке которой топливо и получают. В первую очередь сырье очищают, удаляют примеси, обезвоживают.
Технология производства топлива включает несколько основных этапов. Это первичная и вторичная переработка, компаундирование.
Первичная переработка
При первичной переработке нефть с помощью специального оборудования (ректификационных колонн) разогревают от 150°С и выше при давлении.
Вторичная переработка
Вторичная переработка происходит с помощью крекинга. Он может быть термическим и каталитическим.
При термическом крекинге нефть нагревают до 500°С и выше без доступа воздуха. Благодаря этому тяжелые углеводороды распадаются на легкие.
Сейчас термический крекинг считается устаревшей технологией. Более совершенная — каталитический. По этой технологии вместо температур на тяжелые углеводороды воздействуют катализаторы — вещества, которые ускоряют химическую реакцию.
Компаундирование
Так называется технология управляемого смешения нефти.
После прохождения первичной и вторичной переработки различные фракции дизельного топлива смешивают в нужных пропорциях для достижения желаемых показателей, к которым относится цетановое число (параметр воспламеняемости), температура застывания.
При производстве всегда проверяют содержание серы в готовом продукте, ведь этот элемент вредит здоровью людей. В целом, чем меньше показатели, тем лучше для экологии.
Количество серосодержащих примесей указано в ГОСТе. По нему горючее делят на 3 класса: К3 — до 500 мг/кг, К4 — до 50 мг/кг, К5 — около 10 мг/кг.
Производство зимнего дизельного топлива
Особенность производства дизельного топлива для зимы — добавление специальных депрессорных присадок в исходное горючее. Они предотвращают его застывание при морозах, обеспечивают нормальную работу двигателя.
Также для устойчивости к холодам в горючем снижают содержание парафинов. В летнее время они повышают скорость возгорания топлива, а в зимнее — превращают ДТ в желеобразную массу. При полном замерзании ледяная субстанция расширяется и деформирует бак, а иногда и становится причиной поломок топливной системы.
Как улучшить качество дизельных топлив
Главный способ получения дизельного топлива высокого качества — добавление присадок. Чаще всего используют следующие:
-
Цетаноповышающие. Улучшают воспламеняемость летних и зимних топлив, облегчают запуск двигателя в зимнее время, снижают расход горючего, уменьшают шум и вибрации.
-
Противоизносные. Используют для защиты топливной системы от преждевременного износа, коррозии, что позволяет уменьшить расходы на техобслуживание.
-
Депрессорные. Понижают температуру застывания топлива. Их часто используют в межсезонье, когда хотят сэкономить на горючем: зимняя солярка дороже летней примерно на 15–25%.
Сохранить качество дизтоплива помогает правильное хранение при ±5°С в проветриваемом сухом помещении без доступа солнечных лучей.
Чтобы не сомневаться в качестве горючего, его следует покупать на проверенных АЗС, где соблюдают условия транспортировки, хранения, есть паспорта на нефтепродукты.