- Как быстро проверить качество бензина
- Внешний вид
- Работа двигателя
- Инструментальный анализ
- Вопрос — ответ
Методы проверки качества топлива, включая простые визуальные и сенсорные тесты, а также использование инструментов, таких как октанометр и ареометр. Признаки некачественного топлива и возможные последствия для двигателя.
Качество топлива — одна из важнейших характеристик, влияющих на эксплуатационные характеристики авто и срок службы. К сожалению, отечественные автомобилисты все еще испытывают сложности с бензином, особенно на маленьких несетевых заправках. Невысокий уровень доверия предлагаемому там топливу вполне объясним. Ведь проверить его практически невозможно. Или возможно? Сегодня мы расскажем о нескольких способах проверить, каким горючим вы заправляетесь.
Качество топлива определяют его химические показатели: плотность, наличие примесей, октановое число, фракционный состав, детонационная стойкость. Немаловажным является начальное качество сырья и количество вредных веществ, которые выделяются при сгорании: смолы, доля серы и прочее. Некачественный бензин — это риск поломок и угроза окружающей среде.
Как быстро проверить качество бензина
Получить на 100% верный ответ — качественное топливо реализуют на АЗС или нет, можно только в лаборатории. Но вот выявить грубые нарушения получится прямо на заправке:
- Учитываем скорость испарения. Перед заправкой возьмите заправочный пистолет и проведите по его внутренней стороне пальцем. Качественное топливо испаряется практически мгновенно. При этом на пальцах не должно быть масляной пленки.
- Выявляем примеси. Понадобится белый лист (подойдет чек). Капаем на лист бензином и ждем пару минут. После испарения качественного топлива на листе не останется пятна. А вот темные круги свидетельствуют о большом количестве примесей. Оставшиеся мелкие капли — о наличии масла (возможно, даже машинного).
- Оценка по грязным рукам. Испачкайте руки и плесните на них немного бензина. Качественный бензин легко удаляет с рук пятна грязи, масла.
- Выявляем воду. Для опыта необходима прозрачная емкость. Наливаем в нее немного бензина и добавляем марганцовку или кусочек химического карандаша. Если топливо качественное, то марганцовка не вступит в реакцию — цвет не изменится. Изменение цвета на фиолетовые или розовый, говорит о наличии воды.
Если есть время, то можно оценить качество с помощью горения. Но строго за пределами АЗС. Понадобится 20 г бензина и стеклянная поверхность. Наливаем топливо и поджигаем. После полного сгорания должны остаться светлые следы или ничего. А вот следы гари, копоти, масляные пятна характерны для горючего низкого качества. Так, желтые круги или коричневые сообщают о превышении смолы.
Внешний вид
Конечно, бензин — это не мясо или рыба, понюхав которые можно сразу определить, испортились они или нет. Но кое-какие выводы можно сделать и на основании внешнего вида. Причем начать можно не с самого топлива, а с его стоимости. Если на сетевых заправках с качеством и ценой все относительно понятно — их контролируют из головного центра, то местечковые АЗС зачастую работают по-другому. Их цель — купить как можно дешевле и продать дороже. Высокая цена вовсе не гарантирует, что вы зальете хороший бензин. Но низкая — однозначно говорит о невысоких характеристиках топлива.
Если не боитесь немного испачкаться и пропахнуть бензином, то перед заправкой проведите пальцем по внутренней стороне сопла заправочного пистолета. Оставшиеся внутри масло, грязь, налет — признак низкокачественного горючего. Хороший бензин не оставляет подобных следов, быстро испаряется и ствол пистолета внутри успевает полностью высохнуть от заправки до следующей заправки. Для более информативной проверки можно капнуть немного жидкости на руку. Качественное топливо быстро испарится и не оставит жирных следов.
Есть еще несколько вариантов проконтролировать горючее по внешним признакам:
1. Нанесите каплю на бумагу. После высыхания не должно оставаться жирного или цветного следа. Их наличие — знак того, что бензин с примесями.
2. Чтобы проверить, есть ли в горючем смолы, нанесите каплю на стекло и подожгите. После сгорания изучите оставшийся след. Если он образован белесыми кругами — значит, в топливе нет вредных смол. Желтый или коричневый след горения говорит об обратном.
3. Налейте бензин в прозрачную емкость и изучите его на просвет. Качественное горючее будет прозрачным с легким желтоватым (или голубоватым — для высокооктановых марок) оттенком — без примесей и осадка. Добавьте в жидкость несколько кристаллов марганцовки. Проявление на просвет розоватого цвета с большой вероятностью говорит о том, что в топливе присутствует вода.
Стоит обратить внимание и на запах бензина (хоть это не рыба и не мясо, как мы говорили выше). Если почуете нотки сероводорода (тухлых яиц) — значит, качеством горючее не блещет.
Работа двигателя
По работе двигателя также можно определить качество бензина. Признаков плохого горючего несколько:
1. Автомобиль глохнет на холостом ходу или «гуляют» обороты в этом режиме работы двигателя. Обычно это ощущается не сразу после заправки, а через несколько километров езды.
2. На электродах свечей присутствует ярко-красный налет. Значит, в топливе, скорее всего, есть присадки, повышающие его октановое число. При работе на хорошем бензине налет на свечах светло-коричневый.
3. На топливном фильтре остаются разноцветные следы и скапливается осадок. Этот метод особенно показателен, если вы регулярно заправляетесь на одной и той же АЗС.
4. Падает приемистость двигателя. Эту проверку лучше осуществлять, заправляясь бензином на «сухой» бензобак. Если автомобиль хуже заводится, не тянет в горку, плохо набирает скорость — дело, скорее всего, в некачественном горючем.
Определить качество можно и по выхлопу. Заметный дым белого или сизого цвета, а также непривычный запах — сигнал, что с бензином что-то не так. Скорее всего, в нем присутствует конденсат, масло или другие примеси, которые не сгорают в цилиндрах.
Инструментальный анализ
Конечно, в домашних условиях «на коленке» сделать правильные выводы о характеристиках топлива можно лишь примерно, на глазок. Определить реальные параметры можно при помощи специального прибора — октанометра. Как нетрудно догадаться из названия, он измеряет октановое число горючего. Для проверки необходимо на некоторое время (3–5 секунд) опустить щуп устройства прямо в бензин. Если цифры на дисплее соответствуют заявленным показателям, то с большой долей вероятности горючему на этой АЗС можно доверять. В противном случае таким топливом лучше не заправляться.
Еще один способ испытать бензин — измерить его плотность ареометром. В зависимости от марки показатели могут меняться, но в любом случае они должны находиться где-то в пределах 0,7–0,8 г/см3. Иное значение, полученное во время проверки, говорит, что в этом топливе либо много присадок, либо мало самого бензина.
Конечно, полной информации о составе и характеристиках горючего даже такая инструментальная проверка, к сожалению, не даст. Самый лучший способ — провести анализ в лаборатории. Но это, скорее, из области фантастики. Поэтому, если по какому-то из вышеописанных пунктов у вас возникли сомнения, лучше отказаться от заправки и поискать другую АЗС.
Если вы хотите, чтобы на автозаправочной станции ситуация с топливом улучшилась, или хотите наказать недобросовестных продавцов, следует обратиться в Роспотребнадзор (есть как единая телефонная линия — 8-800-555-49-43, так и региональные центры).
Некачественный бензин может привести к поломке автомобиля. Если такое случилось, пишите жалобу в общественную приемную Росстандарта или звоните по телефону горячей линии — 8-495-547-51-51. При обращении в организацию указывают личные данные — имя, фамилию, телефон, адрес АЗС и марку бензина, которым был заправлен автомобиль.
Доказать факт поломки авто из-за некачественного топлива можно, вооружившись поддержкой свидетелей (например, ваших пассажиров), сохранив чеки о покупке горючего на АЗС. Также нужно взять пробы бензина в отдельную емкость и опломбировать, а после составить акт (количество жидкости, ее технические характеристики, сертификаты качества) и вызвать сотрудников Роспотребнадзора.
Зная различные способы как домашней проверки горючего, так и инструментальной, можно уберечь машину от заправки некачественным топливом.