Содержание
- Cколько серы может быть в дизельном топливе
- Сколько серы может содержаться в горючем?
- Предельные нормы концентрации вредных компонентов для разных типов дизельного топлива
- Какой вред наносит сера и ее соединения
- Как можно очистить дизельное топливо от серы
В нефти содержится большой объем серы. Переработка сырья позволяет сократить объем вредных компонентов до минимальных значений. Нормы содержания серы в топливе во всех странах держат под строгим контролем. Предельные показатели прописаны в государственных стандартах. Ведь превышение массовой доли может нанести серьезный вред природе. Страдают и автомобильные двигатели. Повышенный уровень вредных компонентов ускоряет процесс коррозии металлических элементов.
Сколько серы может содержаться в горючем
По объему содержания серы сырье делят на два типа:
- Сернистое. Массовая доля серы составляет 0,2%.
- Малосернистое. Объем вредных элементов в таких дизельных топливах не должен превышать 0,035%.
Максимальные значения опасных компонентов, которые могут содержаться в горючем, регламентируются экологическими стандартами. К примеру, в ЕВРО-3 содержание серы не должно быть больше 350 мг/кг, в ЕВРО-5 — до 10 мг/кг.
В нашей стране содержание серы в дизельном топливе определяется ГОСТом. Выделяют три экологических класса горючего:
- К3. Серы в дизельном топливе не может быть больше 500 мг/кг.
- К4. Объем опасных компонентов должен быть до 50 мг/кг.
- К5. Допускается не больше 10 мг на кг сырья.
При изготовлении дизельного топлива производители могут пользоваться не только нормативами ГОСТ, но и применять ТУ. В РФ работают более 20 протоколов. Такие дизельные топлива используют для тракторов, комбайнов, морских и речных кораблей, поездов и другой техники. На тонну сырья должно приходиться не больше 0,2% серы.
Предельные нормы концентрации вредных компонентов для разных типов дизельного топлива
Основной документ, который регулирует долю серы в горючем для автомобилей ЕВРО-5, работает в России с 2016 года. В странах Евросоюза этот стандарт действует с 2008 года. В требованиях определены предельные нормы концентрации вредных компонентов и температура очистки сырья. Благодаря введению документа удалось значительно снизить показатель содержания серы в горючем и уменьшить урон природе, который наносят выхлопные газы.
Существуют 4 марки дизельного топлива. Выбор будет зависеть от климатических особенностей региона, в котором эксплуатируют автомобиль, и сезона.
Типы топлива и их особенности:
- Арктическое (А) подходит для регионов, где температура воздуха может опускаться до экстремально низких значений. На таких топливах машины могут ездить при –55°С. Чтобы при таких морозах горючее не превращалось в лед, в тонну сырья добавляют до 0,4% серы.
- Зимнее (З) применяется при температуре от –15°С до –45°С. 1000 килограммов дизельного топлива может содержать не больше 0,2% серы.
- Межсезонное (Е) используется в период, когда воздух не прогревается выше 0°С, но не охлаждается ниже –15°С. Показатель по содержанию серы на тонну сырья не должен быть больше 0,2%.
- Летнее (Л) можно заливать в автомобильный бак, когда температура воздуха уже не опускается ниже 0°С. Показатели содержания серы в таком горючем не должны быть выше 0,2% на тонну.
При смене сезонов на заправках должно появляться соответствующее температуре горючее. Узнать, какое продают на конкретной АЗС, можно у его работников. Они обязаны предоставить сертификат или паспорт на конкретную партию топлива. В документе будет указаны тип и оптимальные температуры для эксплуатации горючего.
Какой вред наносит сера и ее соединения
При переработке топлива в двигателе пар вступает в реакцию с серой, что провоцирует образование кислот, которые оказывают негативное влияние на металлические элементы мотора и выхлопной системы. Быстрее образуется ржавчина, она разъедает поршни, двигатель быстрее выходит из строя.
Оказываясь в воздухе, соединения серы оседают на различных поверхностях, попадают в легкие. Это может привести к серьезным заболеваниям или обострить их. Российские экологи подсчитали, что в год водители используют до 60 миллионов тонн дизельного горючего. Даже при минимальном количестве серы — 0,2% на 1 000 литров, в атмосферу попадает не меньше 200 тонн канцерогенных элементов. Они преобразуются в опасные смог и копоть.
Как можно очистить дизельное топливо от серы
Исключить все вредные компоненты из горючего нельзя. Сера хорошо смазывает металлические элементы двигателя, предотвращает появление на них зазубрин. Однако, если при производстве сырья нарушили технологию, показатели горючего отклонятся от нормы. Избавиться от превышенного содержания канцерогенов можно с помощью специальных добавок.
Рассмотрим самые распространенные способы снижения количества вредных компонентов:
- Сорбционный раствор. Его частицы примагничивают к себе соединения с серой и расщепляют их.
- Гидроочистка. В горючее под давлением 2 мПа впрыскивают насыщенный водородный газ. Температуру получившегося сырья доводят до 420°С. Как только реагенты начинают взаимодействовать, сырье охлаждают в несколько этапов. На первом температуру доводят до 160°С, на втором — до –38°С. Затем сырье с серой подогревают до +8°С и в сепараторном контейнере разделяют на газ и жидкость. В получившемся горючем проверяют уровень содержания серы. Если он соответствует количеству, прописанному в ГОСТе, то получившуюся продукцию отправляют на продажу.
- Сернокислотная очистка. В сырье добавляют 90% раствор серной кислоты, который скрепляет смолы и канцерогены. После такого воздействия образуется гудрон. Затем получившуюся жидкость сливают в специальный резервуар, а гудрон используют для переработки.
- Добавление адсорбента. Он не только снижает показатели содержания серы, но и осветляет сырье.
В качестве реактивов можно использовать как искусственные добавки, так и натуральные. Так, для снижения содержания вредных компонентов применяют глину. Ее плотные частицы удерживают молекулы серы.
Дизельное топливо — экономичное и популярное среди автомобилистов со всего мира. Чтобы выбрать горючее с допустимой нормой содержания серы, тем самым продлить работу двигателя и уменьшить вред природе, стоит заправляться только на официальных АЗС с хорошей репутацией. Это особенно важно, когда в автопарке фирмы несколько машин и нужно, чтобы они постоянно были в работе и не «съедали» львиную долю бюджета при обслуживании.
Воспользуйтесь топливными картами от ППР и заправляйтесь на проверенных и сертифицированных АЗС с выгодой. Наши клиенты не только покупают топливо по выгодным ценам, но и получают бонусы от АЗС.