Содержание
Степень сжатия бензина: что это
Зависимость между степенью сжатия и октановым числом бензина
Как степень сжатия влияет на характеристики ДВС
Как определить оптимальный бензин для автомобиля
Мифы и заблуждения
Заключение
Степень сжатия бензина — характеристика, которая напрямую влияет на качество и продолжительность работы ДВС. Это свойство горючего связано с октановым числом, которое определяет устойчивость топлива к самовозгоранию. Ниже подробно рассмотрим, что такое степень сжатия бензина и когда ее нужно учитывать.
Степень сжатия бензина: что это
Речь идет о соотношении объема камеры сгорания к объему всего цилиндра. Его указывают в виде пропорции. Например, степень сжатия 10 записывают как 10:1 и высчитывают по формуле: СЖ = V0 / V1, где:
-
V0 — общий объем цилиндра (вместе с камерой сгорания);
-
V1 — объем камеры сгорания.
Для лучшего понимания рассмотрим процесс работы цилиндра в ДВС. Сам по себе цилиндр — полая трубка, внутри которой находится подвижный элемент — поршень. При работе двигателя он совершает возвратно-поступательные движения. Когда поршень находится в крайней нижней позиции, то в цилиндре образуется свободное пространство — это и есть его общий объем. Это положение называют нижней мертвой точкой.
При движении вверх поршень постепенно заполняет собой цилиндр и сжимает горючее, которое находится в нем. Но он не доходит до самого верха, и в крайнем верхнем положении над ним остается небольшой свободный объем. Это и есть объем камеры сгорания, а самую верхнюю точку, в которой находится поршень, называют «мертвой» точкой.
Таким образом, степень сжатия — это отношение между объемом горючего, которое попало в цилиндр, к объему, достаточному для возгорания топлива. Чем выше будет этот показатель, тем более производительным и экономным считают ДВС. Соответственно, степень сжатия 10.5 лучше, чем 10.
Зависимость между степенью сжатия и октановым числом бензина
Октановым числом называют соотношение гептана и изооктана — основных компонентов горючего. Эта величина показывает степень устойчивости топлива к самовозгоранию. Поскольку топливная смесь находится в камере сгорания под давлением, оно может загореться без искры свечи. И чем больше степень сжатия, тем выше риск самодетонации топлива. Поэтому для двигателей с высокой степенью сжатия нужно подбирать горючее с высоким октановым числом.
Объем камеры сгорания каждого автомобиля предназначен для конкретного вида топлива. Рассмотрим, бензин с каким октановым числом целесообразно использовать в двигателе со степенью сжатия 10. В данном случае в бак можно заливать бензин АИ-95. Если же показатель 12 и выше, то для автомобиля подойдет топливо не ниже АИ-98. Если автомобилист игнорирует эти рекомендации и использует, например, АИ-92, то он получит существенно возросший расход топлива и сниженную мощность двигателя.
А если степень сжатия 9.5, какой бензин лить? В этом случае можно смело использовать АИ-92. Но это будет максимальная степень сжатия для 92 бензина.
Исключение из правил — турбодвигатели, для них октановое число должно быть более 95. Детонация во многом зависит от температуры воздуха, который поступает в цилиндр. Когда турбина сжимает воздух, она повышает его температуру на впуске. Соответственно, в камере сгорания температура также увеличивается, что повышает риск детонации. Потому для турбодвигателей необходимо горючее с более высоким октановым числом.
Сделать правильный выбор вам поможет таблица степени сжатия и октанового числа бензина:
Теперь вы знаете, при какой степени сжатия можно заливать 92 бензин. Если хотите продлить срок службы мотора — с октановым числом лучше не экспериментировать.
Как степень сжатия влияет на характеристики ДВС
Для большинства автомобилистов степень сжатия 10 — это всего лишь цифра, которая ни о чем не говорит. Поэтому рассмотрим, как эта величина влияет на характеристики мотора. Более высокая степень сжатия обеспечивает:
-
Прирост мощности. Чем сильнее сжатие рабочей смеси — тем более высокое давление будет в камере сгорания. Соответственно, поршень получает больше энергии и передает ее коленвалу.
-
Экономичность. Двигатели с высокой степенью сжатия потребляют меньше горючего. И это не только экономит средства автомобилисту, но и благоприятно отражается на окружающей среде.
Но если у высокой степени сжатия одни преимущества, то почему тогда существуют ограничения для данного параметра? Это связано с октановым числом бензина. В мире есть стандарты для транспорта, им соответствует и горючее, которое продают на автозаправках. Сегодня самое высокое октановое число бензина, который можно купить на АЗС — 98. Требования к горючему прописали в ГОСТ Р 51105-97.
Топливо с октановым числом свыше 100 пунктов используют для гоночных болидов и спорткаров. В них устанавливают двигатели со степенью сжатия 14 и выше.
Как определить оптимальный бензин для автомобиля
При выборе горючего для авто нужно учитывать рекомендации производителя. Обратите внимание на паспортные данные. Здесь указывают, какой бензин подойдет для степени сжатия 10 или 10.5.
Почему не следует использовать топливо с низким октановым числом:
-
Увеличиваются ударные нагрузки на мотор, которые приведут к его преждевременной поломке.
-
Повышается расход горючего.
Завышенное октановое число — это тоже не лучший выбор ввиду таких причин:
-
Мотор может перегреться из-за более долгого горения.
-
В выхлопную систему будут проникать не газы, а еще не сгоревшая топливно-воздушная смесь (еще один недостаток долгого горения). Результат — повреждение внутренних компонентов двигателя, повышение расхода масла.
-
Бензин с более высоким октановым числом стоит дороже. Поэтому его использование нецелесообразно из экономических соображений. К тому же топливо не успеет полностью сгореть.
При использовании горючего с завышенным октановым числом некоторые автомобилисты отмечают снижение шума двигателя. Однако это не признак правильного выбора. Мотор меньше шумит, но работает с повышенной интенсивностью — на износ.
Мифы и заблуждения
Напоследок развенчаем несколько мифов, которые связаны с выбором бензина:
-
Высокооктановый бензин сгорает быстрее и обеспечивает мотору прирост мощности. Это неправда, такое горючее не только дольше горит, но и воспламеняется медленнее низкооктановых аналогов. Поэтому в ДВС с небольшой степенью сжатия возможен прогар выпускных клапанов. Мощности мотору такое топливо тоже не добавит.
-
Максимальное октановое число — 100. Благодаря использованию особых присадок можно поднять октановое число значительно выше сотни.
-
Октановое число можно определить по цвету горючего. В 90-е годы прошлого века горючее подкрашивали для маркировки. Но сегодня цвет бензина свидетельствует лишь о его принадлежности к конкретному производителю. Настораживать должно лишь чересчур темное топливо, например, коричневое.
Вы не сможете улучшить работу ДВС, если будете использовать высокооктановое горючее.
Также многие автомобилисты путают компрессию со степенью сжатия. Однако это разные понятия. К тому же, в отличие от степени сжатия, компрессия может изменяться. Эта величина определяет максимальное давление в цилиндре, когда он движется от нижней крайней точки к верхней. Компрессию измеряют в атмосферах, и она всегда превышает показатель степени сжатия.
Заключение
Используйте тот бензин, который рекомендует производитель вашего авто. Залить в бак горючее с неподходящим октановым числом можно лишь в крайнем случае. Например, если вам нужно срочно ехать, а нужного топлива нет в наличии.