Выгодно ли иметь электромобиль в России

Выгодно ли иметь электромобиль в России

За 2023 год количество зарегистрированных в РФ электромобилей выросло на 23%. За первое полугодие 2024 года рост составил еще 27%. Людей привлекает экологичность и возможность сэкономить на заправке. Но так ли экономны и удобны эти авто в современных российских реалиях? О том, выгодно ли покупать электромобиль в РФ — в статье.a

Содержание

Виды электромобилей
Стоимость электромобиля в России
Как заряжать электромобиль
Какие льготы есть для владельцев электроавтомобилей в России
Преимущества электромобилей
Недостатки электромобилей

Виды электромобилей

По принципу работы современные электроавтомобили делят на пять групп:

  1. Полные гибриды или FHEV (Full Hybrid Electric Vehicle). В таких машинах стоит два мотора: традиционный ДВС и электрический. Авто может работать или от бензинового/дизельного или от электродвигателя. Последний обычно используют как вспомогательный, поскольку в таких машинах устанавливают АКБ малой емкости. На российском рынке в основном представлены гибриды, которые рассчитаны на 40–50 км пробега, после чего владелец электромобиля переключается на ДВС. Особенность полного гибрида в том, что аккумулятор электромотора заряжается рекуперативным торможением и от ДВС в режиме генератора.

  2. Плагин-гибриды или PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle). Здесь также два мотора: ДВС и электрический. Отличие от вышеописанного варианта в том, что АКБ заряжается не только при торможении и от ДВС, но и на зарядных станциях. По сравнению с FHEV такие электромобили имеют больший запас хода и позволяют ездить на короткие расстояния только на электромоторе. На ДВС автомобилист переходит при длительных поездках.

  3. Электрокары с увеличенным запасом хода или EREV (Electric Range Extended Vehicle). Здесь есть «расширитель запаса хода» — вспомогательная силовая установка. Это традиционный ДВС, который запускает электрогенератор. Здесь электрический двигатель является основным, а ДВС предназначен для его подзарядки.

  4. Собственно электромобили или BEV (Battery Electric Vehicle). Это машины, которые работают только на электромоторе. В зависимости от конструкции авто, двигатель может быть один или несколько. В сравнении с гибридами, эти электромобили более экологичные поскольку электрическая силовая установка не выделяет выхлопных газов и прочих вредных веществ в атмосферу.

  5. Водородные электрокары или FCEV (Fuel Cell Electric Vehicle). Здесь вместо традиционных АКБ стоят водородные топливные элементы. Электродвигатель запускает химическая реакция, которая возникает при соединении водорода с кислородом. Это бесшумные, экологичные авто, которые поддерживают технологию очень быстрой зарядки. Минус — для них нужны специальные водородные заправки.

По данным агентства «Автостат», самая популярная марка электромобилей в РФ в 2024 году – Zeekr. На втором месте — Volkswagen, на третьем — Tesla. Отечественный бренд Evolute занимает пятое место.

Image5

Стоимость электромобиля в России

Летом 2024 года авто Tesla Model 3 стоит от 5,9 до 6,7 миллионов рублей в зависимости от комплектации.

Средняя цена на подержанный электроавтомобиль Chevrolet Bolt EV составляет около 2,5 миллионов рублей. Tesla 3 Dual Motor Long Range б/у в зависимости от комплектации стоит от 3,6 до 4,8 миллионов рублей.

Желающие сэкономить обращают внимание на электромобили отечественного производства. Новый седан Evolute I-PRO можно купить за 2 миллиона рублей в базовой комплектации, а переднеприводный кроссовер Moskvich 3E — за 3,5 миллиона.

Image3

Как заряжать электромобиль

Есть три варианта зарядки электроавтомобилей:

  1. Соединение с обычной бытовой электросетью. Аккумулятор заряжается по режиму Mode 2, то есть, через штатную зарядку машины. Процесс этот медленный. Мощность зарядного устройства — от 3,5 кВт. Время зарядки зависит от мощности ЗУ и объема аккумуляторов. Так, АКБ на 25 кВт/ч зарядится за 8 часов, а для аккумулятора Tesla S с емкостью 70 кВт/ч понадобится около суток. Ускорить этот процесс может трехфазная розетка на 380 вольт. При подключении к промышленным трехфазным сетям мощность зарядки можно повысить до 11 кВт.

  2. Подключение к домашней или коммерческой ЭЗС, которая работает в режиме Mode 3. Такие зарядные станции устанавливают в гаражах, на частных парковках. Их подключают к трехфазной сети, а теоретическая мощность зарядки достигает 43 кВт. Но большинство ЭЗС такого типа ограничены 22 кВт. Потому в современных реалиях подобные зарядки также считают медленными. Например, чтобы зарядить электрический кроссовер Jaguar i-Pace, понадобится более четырех часов.

  3. Подключение к общественным станциям, которые работают в режиме Mode 4. Такие ЭЗС устанавливают на специализированных заправках. Мощность самых «слабых» станций — 50 кВт, а зарядка происходит постоянным током в защищенном режиме. Повсеместная установка таких ЭЗС должна решить проблему дальних поездок на электроавтомобилях благодаря быстрому восполнению заряда АКБ.

Image1

Единого стандарта разъемов ЗУ не существует. Каждый производитель выпускает свой вариант. Например, для американских электромобилей это SAEJ1772 и CSS Combo. Для европейских — CHAdeMO и Mennekes. Для китайских — GB/T, GB/T Fast. Российские электрокары (например, Moskvich 3E) поддерживают популярный стандарт CSS Combo.

Какие льготы есть для владельцев электроавтомобилей в России

Минпромторг в 2024 году учредил государственную субсидию, которую предоставляют при покупке электромобилей EVOLUTE. Граждане могут сэкономить до 925 тысяч рублей. Размер субсидии — 35% от стоимости машины. Поддержку получают физлица и юрлица, которые покупают авто через договор лизинга или автокредитования. Оформить субсидию можно при условии, что электронный ПТС на машину выдали после 1 декабря 2023 года.

Физлица, которые владеют электромобилями (не гибридами), освобождены от уплаты транспортного налога в столице и Московской области на основании Закона Москвы №33 «О транспортном налоге». Льгота утратит силу в начале 2025 года.

В 2024 году владельцы электроавтомобилей могут бесплатно ездить по платным трассам. Эта возможность действует до конца года. Впоследствии сроки могут продлить, на что указывает практика предыдущих лет.

В Москве и Санкт-Петербурге парковка для электромобилей бесплатна.

Преимущества электромобилей

У электрических авто есть следующие преимущества перед аналогами с ДВС:

  1. Более дешевое обслуживание авто. В машинах с бензиновым или дизельным мотором нужно периодически менять расходники: фильтры, масло и т. д. Электромобилю (не гибриду) нужна лишь замена масла в редукторе (в некоторых моделях это не требуется). Также нужно менять салонный фильтр. У автомобилей с ДВС чаще изнашиваются тормозные колодки.

  2. Экологический аспект. Во время езды авто с электродвигателем не загрязняет окружающую среду выхлопными газами и прочими вредными веществами. Хотя производство таких машин экологичным не назовешь.

  3. Дешевая заправка. Поездка на электроавтомобиле обойдется вам дешевле в сравнении с машиной с ДВС. Поэтому многие владельцы электромобилей предпочитают гибриды и в пределах города ездят только на электромоторе, что позволяет им существенно экономить.

  4. Акустический комфорт. Поскольку электромотор работает значительно тише бензинового, для салона не требуется дополнительная шумоизоляция.

С каждым годом производители традиционных автомобилей с ДВС выпускают новые линейки электрокаров — пытаются закрепиться на растущем рынке.

Image4

Недостатки электромобилей

Есть у машин с электрическим двигателем и недостатки:

  1. Малый запас хода. Большинство современных электромобилей (преимущественно — городских авто) позволяют проехать на одном заряде АКБ значительно меньшее расстояние, чем аналоги с ДВС.

  2. Недостаточное количество ЭЗС. По состоянию на 2024 год в РФ работает более 5 тысяч заправок для зарядки электротранспорта. Большая часть из них находится в столице — 3500 ЭЗС. Для сравнения, в Санкт-Петербурге — около 200 заправок. В маленьких городах дела обстоят хуже. Поэтому у многих владельцев электромобилей из небольших населенных пунктов возникают трудности с быстрой зарядкой.

  3. Долгая заправка. Если заправить машину с двигателем внутреннего сгорания — дело пары минут, то на восполнение заряда АКБ нередко требуются часы. В особенности, при зарядке от бытовой электросети или домашней маломощной ЭЗС.

  4. Дороговизна аккумуляторов. Если АКБ электроавтомобиля выйдет из строя, владельцу придется потратить крупную сумму на покупку нового. В зависимости от модели, стоимость аккумулятора составляет от 10 до 30% от стоимости машины. К счастью, АКБ в электромобилях защищены от перепадов температур, тряски и рассчитаны на многолетнее использование.

С каждым годом количество машин с электрическими двигателями в России растет. Увеличивается и число ЭЗС. Но традиционные автомобили с ДВС остаются лидерами рынка по продажам и в ближайшие десятилетия эта тенденция скорее всего не изменится.

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных

Передовые Платежные РешенияЛоготип Передовые Платежные Решения