Свойства и характеристики дизельного топлива

Обзор различных видов дизельного топлива их характеристик ГОСТы регламентирующие состав а также использование присадок и альтернативных топлив.

Зимнее, межсезонное, летнее и арктическое, судовое маловязкое и высоковязкое топливо, с разными цетановыми числами, для легкового, грузового, сельскохозяйственного, коммерческого транспорта, для быстроходных и тихоходных дизельных двигателей, турбированных моторов, солярка и биодизель, составы с эмульгаторами – всё это виды дизельного топлива. Но категория одна, а характеристики у каждого вида разные, как и ГОСТы, регулирующие состав горючего. Всё, что нужно знать о подходящем вашему мотору дизельном топливе – в этом подробном обзоре.

1. Преимущества дизельного топлива
2. Требования к качеству дизельного топлива – какие есть регламенты
3. Сезонные сорта дизельного топлива
4. Солярка и дизтопливо – есть ли разница
5. Присадки для дизельного топлива
6. Замена дизельному топливу

Преимущества дизельного топлива

Если говорить о России и СНГ, такое горючее распространено ещё не так широко, как в других странах мира, несмотря на современные способы производства и соответствие такого горючего новейшим экологическим требованиям. Стоит отметить, что ситуация на внутреннем рынке немного начала меняться с 2016 года, если опираться на данные Министерства энергетики РФ и крупнейших отечественных производителей различных видов топлив. 

 

Такую статистику Минэнерго подтверждает итогами и за 2019 год, когда объём производства и поставок дизельного топлива на внутреннем рынке за 2019 год вырос на 7%. 

Ситуация меняется благодаря новым стандартам экологической безопасности, высоким требованиям, предъявляемым к свойствам дизельных топлив. Также увеличение спроса отчасти спровоцировано производителями автомобилей, оснащающих дизельными двигателями всё больше новых моделей авто:

– более высокая экологичность топлива;

– улучшенный состав без токсичных соединений;

– сохранность узлов оборудования;

– экономичный расход;

– меньшая стоимость топлива.  

Фактически, моторы на дизельном топливе эксплуатируются с достойной надёжностью и показателями мощности при меньшей вредной отработке. Не последнюю роль в росте доли дизельных топлив на рынке ГСМ играет и его стоимость в сравнении с бензиновыми составами. Прежде такая экономия считалась сомнительной, но современное качество дизельных видов горючего позволяет делать выбор в их пользу, не беспокоясь о сохранности двигателя и других узлов авто.   

Конечно, область применения различных сортов дизельного топлива распространяется далеко за пределы легковых автомобилей, на таком горючем работает грузовой, водный и ж/д транспорт, военная, коммунальная  и сельхозтехника. В зависимости от целей эксплуатации, климатического региона и устройства дизельных моторов будут отличаться и свойства топлива. 

Требования к качеству дизельного топлива – какие есть регламенты

В отличие от бензинового, дизельное топливо не делится на марки, основой классификации являются свойства горючего – в первую очередь по сезонности применения. Основой для различения дизельного топлива являются его сорта и классы. Качества и перечень характеристик любых видов дизельных топлив при этом регулируется различными ГОСТами – всего 6 документов: 

ГОСТ 305-2013 – для летних, зимних, а также межсезонных и арктических топлив, применяемых для быстроходных и турбомоторов техники, на АЗС не продаётся; 

ГОСТ 1667-68 (аналог ИСО 8217-87) – топливо для мало- и среднеоборотных ДВС;

ГОСТ 32511-2013 (аналог EN 590:2009) – межгосударственный регламент качества для ЕВРО-топлива, с категоризацией по экологическим классам;

ГОСТ 52368-2005 (модификация EN 590:2009) – национальный стандарт для ЕВРО-топлива, также с разбивкой по эко-классам, подготовлен по собственным стандартам переводов ОАО "ЛУКОЙЛ";

ГОСТ 53605-2009 (на основе ЕН 14214:2003) – для топлива категории «био», в виде метиловых эфиров жирных кислот;

ГОСТ Р 55475-2013 – национальный регламент для арктического и зимнего дизельного топлива без парафина. 

Сезонные сорта дизельного топлива

Температура окружающей среды – основной параметр, позволяющий выбрать из разных видов дизельного топлива то, что не утратит своих эксплуатационных свойств и обеспечит надёжную работу двигателя даже в суровых климатических условиях.  

Топливо для умеренного климата

Сорта по температуре (фильтруемость)

А – от +5С и выше;

В – при нулевой t (~)

С – до -5С;

D – до -10С;

E – до -15С;

Топливо для холодного климата

F – до -20С. 

Классы по температуре (помутнение)

0 – до -10С (при фильтруемости до -20С);

1 – до -16С (ф до -26);

2 – до -22С (ф до -32);

3 – до -28С (ф до -38С);

4 – не установлена (ф до -44С).

 

 

Если же говорить об общепринятой классификации, автовладельцами и АЗС топливо определяется, как сезонное и различается по цетановому числу

Л – летним топливом можно заправляться, пока t не опускается ниже нуля. 

Е – вид межсезонного топлива, заливается до -15С;

З – зимнее дизельное топливо, всегда содержит присадки, позволяющие составу не загустевать до -30С;

А – арктическое, состав такой разработки всегда обогащён присадками, без них при t до -50С дизельное топливо потеряет функциональность состава.  

Что же касается цетанового числа, параметра, показывающего скорость воспламенения различных типов топлив, выбор подходящего горючего для дизельных моторов делается с учетом типа ДВС и климатического региона.  

Для суровых зим, турбированных дизельных двигателей цетановое число топлива желательно выбирать выше, не возбраняется пользоваться и присадками, улучшающими свойства, например, премиальные сорта с ЦЧ 51-55. 

Для умеренного климата и ДВС без турбонаддува чаще выбирают стандартные показатели для топлив – ЦЧ от 48 до 51. 




 

Чем ниже или выше цетановое число установленного порога, тем хуже рабочие качества дизельного топлива – в России рекомендованные значения составляют 45-55 ед. Кроме того, на оценку качества различных топлив влияет немало внешних факторов – от месторождения нефти, до фракционного состава, способа перегонки и транспортировки готовой продукции, цели и сферы применения. К примеру, поездка не летнем топливе зимой не закончится благополучно для дизельного мотора, и это не будет означать, что горючее имеет низкое качество. Также для отопительных установок или тихоходной техники вряд-ли подойдёт даже стандартное дизельное топливо, следует выбрать солярку: состав с кинематической вязкостью выше, чем у моторного горючего с более сложным составом. 

Как определить качество ДТ?

Для оценки качества дизтоплива можно воспользоваться визуальной оценкой и нехитрыми экспериментами. Цвет ДТ прозрачный, с небольшим светло-желтым оттенком. Не должно быть примесей, осадка. А при добавлении кристаллов марганцовки дизельное топливо не должно менять цвет. Если горючее стало розоватым, то в составе есть вода.

Солярка и дизтопливо – есть ли разница

Несмотря на привычку называть любое дизельное топливо соляркой, это разные продукты нефтеперегонки. Если сократить все объяснения, солярка – это одна из первичных фракций нефти, продукт высокотемпературного крекинга, с помощью которого получают смазочные материалы, основу для дальнейшего производства моторных топлив, сырья для последующего изготовления продуктов нефтехимии. 

Говорить об экологической чистоте и безопасности солярки, по крайней мере, сравнивая её с топливом, также не стоит: первичный продукт не соответствует современным требованиям ГОСТ и Евростандартам, и для применения, как дизельное топливо для моторов непригоден

У готового дизельного топлива композиция намного сложнее – как и химическая формула, эксплуатационные параметры, включая ту же кинематическую вязкость, экологическую чистоту. Также известная, как соляровое масло, солярка и закипает при температурах многократно выше, чем топливо. После всех этапов производства, очистки, смешивания с присадками, топливо также намного текучее, чем солярка. 

Присадки для дизельного топлива

Если в бензиновых топливах разных марок присутствие присадок говорит о возможной недоработке производителей, то для дизельных смесей всё наоборот: присадки являются неотъемлемым этапом процесса производства и приветствуются в качестве дополнительных средств, заливаемых в бак для улучшений качества топлива. 

Производственный этап добавления присадок в топливо – это работа на специальных установках профессионального уровня, позволяющих смешивать до 5 компонентов и делать это с получением достаточной равномерности конечного продукта. Кроме того, именно на таких установках можно менять сезонность топлива, то есть, делать из летнего зимнее, без потери качества по ГОСТ. 

Добавление присадок в бак – это решение сразу нескольких задач. Сложно выделить один параметр действия дополнительных веществ и препаратов, поскольку все они многофункциональны и работают, улучшая топливо и снижая износ двигателя сразу в нескольких направлениях: 

-цетан-корректоры (повышают октановое число);

-антикоррозийные;

-препятствуют окислению;

-антигелевые (антизагустители);

-моющие, кондиционирующие;

-депрессорные и т.д. 

Особое признание заслужили цетан-корректоры топлива с дополнительным функционалом,  при этом на рынке автопродукции успешно о себе заявили присадки и зарубежных, и отечественных производителей. 

Замена дизельному топливу

Политика надзорных органов в отношении экологической безопасности любых моторных топлив преследует одну цель: снизить до мизера токсичность выхлопа после отработки горючего. Поиск достойных альтернатив нефтяному топливу сегодня нельзя назвать безусловно успешным, однако те способы замены, что применяются в автопроме себя оправдывают. Биодизель и эмульгированное дизельное топливо – пока в качестве замены традиционному применяются два этих вида. 

Биодизель

Качество этой альтернативы регулируется ГОСТ 53605-2009, и такая смесь имеет множество параметров, идентичных фракциям нефти. При этом будущему топливу необходимы в качестве биологической основы спирт и триглицериды (жиры растительного и животного происхождения). Цетановое число – от 51, хорошая смазывающая эффективность, t вспышки – не менее +150С. Сырьё – рис, подсолнечник, кукуруза, рапс, арахис, и другие зерновые и ореховые культуры, кроме того, используются продукты отработки пищевой промышленности, водоросли. В настоящее время существует технология производства топлив био-класса без использования спиртов. 

Топливу этого типа обещают уверенное будущее, если решится вопрос его хранения. На фоне всех безусловных преимуществ, натуральная композиция имеет один значительный минус: топливо пригодно к эксплуатации в течение трёх месяцев с момента производства. Но преимущества перевешивают:   

  • Начало производства биодизеля в Европе – 1992 год, в мире – 2004 год;

  • Выброс СО2 – сколько потребляло растение, ставшее сырьём;

  • Разлагаемость в почве и воде – 3 месяца, полное поглощение бактериями среды;

  • Вред животным, почве, растениям, водоемам, человеку – отсутствует. 

Топливо с эмульгаторами

Также известны, как смеси с водотопливными присадками, и по сути это такое же дизельное топливо, на основе нефтеперегонки, но с добавлением в композицию воды и специальных эмульсий. Их действие позволяет смешивать то, что обычно не смеивается в однородную жидкость. 

С точки зрения химии и логики, добавление воды к любому топливу – огромный риск повреждения форсунок и узлов двигателя. Но именно водотопливная  эмульсия позволяет добиться такой равномерности смешивания двух компонентов, что в итоге при работе двигателя происходит распад водяного пара на мельчайшие радикалы (атомы с углеводородным остатком). В свою очередь радикалы усиливают окислительную реакцию, высвобождая большее количество энергии, чем в обычном топливе при горении.  

Цель применения такой смеси – экономия невозобновляемых энергоресурсов (нефть). 

Преимущества

  • Снижение расхода топлива и улучшение экологических показателей достигается за счет более полного сгорания топлива и воздействия образующегося водяного пара на поршень в качестве дополнительной движущей силы.
  • Улучшение температурного режима достигается за счет снижения температуры, связанной с испарением водной составляющей эмульсии.
  • Увеличение мощности обусловлено повышением термического УПД и возможностью увеличения степени сжатия.
  • Возможность использования низкооктанового топлива при высокой степени сжатия связана с тем, что пары воды подавляют детонацию.

 

Недостатки – необходимость установки дополнительных устройств. 

В России дизельное топливо пока представлено традиционными видами горючего, его качеству вполне можно доверять, если пользоваться услугами сети проверенных АЗС, а заодно и пользоваться топливными картами, позволяющими получать приятную экономию и вести цифровой учёт расходов на ГСМ физическим и юридическим лицам. 

Чек-лист “5 способов экономии для владельцев автопарка”

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Email *
Номер телефона *

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных

Передовые Платежные РешенияЛоготип Передовые Платежные Решения