Содержание
Температура горения дизеля и бензина
Температура испарения нефтепродуктов
Зачем знать температурные характеристики
Температура горения дизеля и бензина
Бросить зажженную спичку в пролитый на земле бензин, чтобы он разгорелся и взорвал автомобиль? Такое возможно только в кино. И то лишь благодаря спецэффектам.
На деле температура паров горючего должна быть выше 250°C. Вот тогда будет вспышка, можно ожидать горения нефтепродукта.
Но в условиях открытого воздуха такая температура недостижима.
Читайте далее, из-за чего и в каких условиях вспыхивает горючее.
Что такое бензин и дизтопливо
Оба вида топлива представляют собой сложные соединения, которые получают в процессе перегонки нефти с добавлением реагентов.
Бензин — многокомпонентная жидкость, поэтому нет единой формулы, фиксированных характеристик. Помимо углеводородов, серы, кислорода и азота, в бензиновой смеси есть присадки для получения нужных свойств конечного продукта. Марка топлива говорит о его свойствах. Разберем на примере АИ-92. Цифры — октановое число. Они указывают на стойкость к воспламенению без открытого огня. Буквы расшифровываются так: А — автотранспорт, И — исследовательский метод замера октанового числа.
Солярка (другое название дизельного горючего) состоит из смеси углеводородов, воды, соединений серы, красителей, механических примесей, смол, присадок. Различают летнее, межсезонное, зимнее и арктическое дизтопливо (ДТ) для разных температур. По аналогии с бензиновым горючим основной характеристикой солярки считают цетановое число. Оно указывает, как быстро смесь топлива с воздухом воспламеняется в цилиндрах мотора.
При покупке дизельного горючего важно учитывать, что его использование при температуре ниже рекомендованной ведет к замерзанию жидкости, возникновению неисправностей в топливной системе.
Для улучшения свойств ДТ производители добавляют присадки. В таблице — основные компоненты топлива.
Ускоритель воспламенения |
Повышает цетановое число, что приводит к улучшению пуска мотора, снижению расхода топлива и шума в процессе работы |
Моющие присадки |
Обеспечивают чистоту распылителей |
Присадки для улучшения текучести |
Повышают безопасность эксплуатации мотора при пониженных температурах |
Антипарафиновые присадки |
Повышают стабильность работы мотора, когда за окном минусовая температура |
Смазывающие присадки |
Снижают износ компонентов впрыска, особенно при заправке топливом с низким процентом серы |
Антипенные присадки |
Повышают комфорт заправки (нет перелива через край) |
Ингибиторы |
Защищают систему питания от коррозии |
Качественное дизтопливо продлевает срок службы мотора, а фальсификат приводит к поломкам.
Одно из различий между бензиновой смесью и ДТ — способ воспламенения.
В обоих случаях жидкость находится под давлением. В двигателях внутреннего сгорания она загорается от искры, которую дает свеча зажигания. В дизельных моторах воспламенение идет от быстрого и сильного сжатия. АИ-92 и другие марки бензина сгорают быстрее солярки.
Температура испарения нефтепродуктов
Показатель испарения указывает, какой нагрев нужен, чтобы топливо смешивалось с воздухом. Величина температуры зависит от фракционного состава, плотности, теплоемкости, давления паров.
Среднее значение для АИ-92 — от 40 до 50°C. ДТ испаряется при более высоких показателях. Перед впрыском его паров температура в отсеке должна повыситься до 500–600°C.
Температура кипения
Указывает, какой показатель температуры нужен, чтобы жидкость перешла в газообразное состояние. Параметр не зависит от состава топлива. К примеру, вне зависимости от марки, бензиновая смесь способна закипать на отметке в 50°C, а горючее в дизельных моторах — при 180°C и выше. Производители анализируют параметры температуры в процессе перегонки 10, 50 и 90% сырья.
При испарении 10% из жидкости выделяются легкие фракции. Их задача — обеспечить запуск в моторе. Чтобы во время зимы завести ДВС, первые 10% должны выкипать при нагреве не более 55°C, а летом — 70°C.
Плавное сгорание первых 10% легких углеводородных фракций снижает риск образования пробок пара в топливной системе машины. Следующие 50% смеси — рабочая фракция. За счет ее сгорания мотор эффективно работает. Последние 10% — тяжелые углеводороды. Они участвуют в процессе образования отложений на деталях, снижают КПД двигателя, увеличивают расход горючего.
Оставшиеся проценты не успевают сгореть до впрыска новой порции горючего. Для снижения количества сажи важно, чтобы тяжелые углеводороды закипали на отметке в 115°C.
Температура вспышки
Параметры измеряют лабораторным путем. Бензиновым горючим или соляркой заполняют емкость, подогревают на электроплите. При нагреве на каждый следующий градус к жидкости подносят горелку и контролируют, когда произойдет вспышка. Для бензиновых смесей норма — 40°C, для дизельных — от 52 до 96°C.
Необходимо отличать температуру горения и вспышки. Последняя происходит от открытого огня. Условия — концентрация паров бензина доходит по объему до 0,8–8%. Гореть будет паровоздушная смесь. Когда в воздухе недостаточно паров горючего, вспышки не будет. Если много паров, тоже не будет горения, поскольку кислорода мало.
Температура горения
Параметр указывает, насколько нагреется топливо, если воспламенится.
Для двигателя внутреннего сгорания неважно, какое октановое число у бензина. Главный фактор, который влияет на горение, — уровень сжатия горючего в моторе. Чем выше цифры, тем больше температура в цилиндрах, быстрее начинается сжигание смеси.
В двигателях внутреннего сгорания по нормам средняя температура горения варьируется от 900 до 1100°C. Если мотор оснащен клапанами с рециркуляцией газов, то сжигание возможно на отметке 850°C.
Дизельные двигатели также работают в условиях сильного нагрева. Под определенным давлением цилиндры запускают смесь в отсек сгорания дизельной субстанции. Пока горючее перерабатывается, в цилиндрах растет давление. Дизтопливо сгорает при 1100°C, а на открытом воздухе отметка начала его горения стоит на 800–900°C.
Зачем знать температурные характеристики
Нефтепродукты характеризуются высоким риском возгорания. Поэтому, чтобы не случилось воспламенение топлива, необходимо использовать подходящие марки бензина и дизеля, соблюдать технику безопасности.
Качественные характеристики горючего (плотность, октановое число, температура кипения) определяют способность транспорта ездить без перегрева, остановок, поломок.
Для исключения покупки фальсификата стоит заправляться на проверенных АЗС. Чтобы получить доступ к ведущим поставщикам горючего в России, закажите топливную карту от компании «ППР». С ее помощью можно получать скидки, бонусы, вести учет и оформлять документацию онлайн.