Нередко менталитет водителей позволяет им присваивать себе «честно сэкономленные» литры бензина. При этом мало кто задумывается над тем, что транспортные расходы компании оказывают непосредственное влияние на общие финансовые результаты ее работы, а, следовательно, и на уровень прибыли и возможность получения достойной заработной платы и премий. Существует несколько действенных методов борьбы с недобросовестными водителями транспортных средств.
Водитель ворует бензин: действия собственника компании или руководителя предприятия
Самым действенным методом борьбы с желающими поживиться за счет предприятия является тотальный контроль. Он включает в себя не только бухгалтерский учет, по которому расход бензина в отчетности должен точно совпадать с арифметическим произведением километража пути и нормы расхода топлива, установленной на предприятии. Бухгалтерия должна четко учитывать поступление и расход топливных талонов и регулировать движение средств на топливных картах.
Ответственное лицо, которое отвечает за работу подвижного состава, должно точно знать, что на определенный участок дороги требуется то или иное количество топлива с учетом повышенных зимних норм и различных обстоятельств, таких, как движение по городу, частые остановки и тому подобное, когда расход ГСМ может на законных основаниях увеличиваться. Для этого необходимо несколько раз проехаться по заданному маршруту транспортного средства. В процессе такого эксперимента устанавливают, где можно сэкономить или перерасходовать бензин или дизельное топливо. Ведь даже спуск с горы на пониженной передаче, способен сэкономить ГСМ.
Еще одним из действенных методов контроля работы водителей являются постоянные проверки правильной работы одометра. Хотя это и входит в обязанности механика или начальника транспортного цеха, на практике это правило часто не соблюдается, что дает возможность управляющему автотранспортным средством лицу накручивать показания спидометра, как ему выгодно.
Только после того как лицо, ответственное за работу транспорта, будет точно знать все возможные лазейки экономии и факторы перерасхода ГСМ, предприятие может предъявлять обоснованные претензии водителю, у которого никогда не остается остатков бензина или солярки.
Чтобы заставить работника работать честно существуют два подхода:
- Увеличение доходов ответственного за автотранспорт лица в случае постоянной экономии ГСМ. Такой способ может побудить его (хотя это не факт) честно подходить к учету топлива и не вызывать у него желания использовать сэкономленное горючее в своих интересах.
- Наказание «рублем» в случае постоянного перерасхода топлива выше рассчитанной и проверенной ответственным лицом нормы. Такая практика штрафов позволяет «отфильтровать» людей, желающих поживиться за счет предприятия.
Очень действенным методом борьбы с воровством является приобретение компанией топливных талонов или карт, по которым автотранспорт заправляется указанным видом ГСМ только на определенных АЗС. Это не позволяет работнику сливать качественное топливо и заменять его на более дешевые марки ГСМ.